Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-991/2022 по иску Кузнецовой Елены Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО21, к Управлению Министерства внутренних дел по Тверской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области о признании решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области от 12 января 2021 г. о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты незаконным; признании решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области от 07 мая 2019 г. и распоряжения Врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области от 10 июня 2019 г. N 216/24-1303 - незаконными, признании нуждающимися в жилом помещении, восстановлении в очереди как лиц, нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с 18.01.2013, обязании Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области произвести единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилья исходя из очередности, согласно реестру граждан - получателей единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе Кузнецовой Е.Н, действующей в своих интересах и в интересах ФИО20, на решение Заволжского районного суда г. Твери от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя истца Кузнецовой Е.Н. - адвоката Теряева Ю.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя Управления Росгвардии по Тверской области Чижикова С.Г, представителя УМВД России по Тверской области Ивашечкиной С.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецова Е. Н, действующая в своих интересах и в интересах ФИО16, обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконными решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области от 12.01.2021 и от 07.02.2019, распоряжение врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области от 10.06.2019 N 216/24-1303; признать истцов нуждающимися в жилом помещении и восстановить в очереди как лиц, нуждающихся в жилом помещении; восстановить их в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья (далее по тексту ЕСВ) с 18.01.2013; возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области обязанность произвести истцам ЕСВ, исходя из очередности согласно реестру граждан - получателей ЕСВ.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО17 с семьей в составе трех человек (ФИО12, супруга Кузнецова Е.Н, ФИО18) были приняты на учет для получения ЕСВ в УМВД России по Тверской области с даты написания заявления, а именно с 04.02.2013.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 умер.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Росгвардии по Тверской области от 12.01.2021 ФИО12, Кузнецова Е.Н, ФИО1 были сняты с учета на получение ЕСВ.
Принимая оспариваемое решение, комиссия руководствовалась пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим социальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 (далее по тексту Правила), указав, что причиной снятия с учета семьи ФИО12 является его смерть. Между тем пункт 24 Правил не содержит оснований для снятия с учета на получение ЕСВ, норма, содержащаяся в данном пункте, является отсылочной.?
Основания для снятия с учета перечислены в пункте 19 Правил, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такое основание, как смерть сотрудника, в данном перечне отсутствует.
Полагает, что истцы подлежат восстановлению в очереди на получение ЕСВ, поскольку решение от 12.01.2021 противоречит положениям пунктов 19, 24 Правил, а, следовательно, является незаконным.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области.
Решением Заволжского районного суда г. Твери от 20 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е.Н. отказано.
В кассационной жалобе истец Кузнецова Е.Н, действующая в своих интересах и в интересах ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что судами применен закон, не подлежащий применению; выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
От Управления Росгвардии по Тверской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец, представители третьих лиц, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 г. N 227-ФЗ) на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются, в том числе положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закона N 247-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247- ФЗ, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения имеют сотрудники, стаж службы которых в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет в календарном исчислении, при установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемой в соответствии с критериями, предусмотренными частью 2 данной статьи; такая выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи и только один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел; право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (части 1, 4, 6); единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 данной статьи (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, будучи адресованным в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел как лицам, непосредственно исполняющим функции по охране законности и правопорядка и принимающим на себя все риски, связанные с характером службы, при определенных условиях сохраняется и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, а также за членами семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
При этом статья 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ не содержит (и в ранее действовавшей редакции не содержала) каких-либо предписаний, касающихся перехода права на получение единовременной социальной выплаты к членам семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, который в период службы или после ее оставления был принят на учет в качестве имеющего право на получение указанной выплаты и умер до ее получения.
Отсутствуют соответствующие предписания и в статье 6 данного Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, предусматривающей условия предоставления жилого помещения по договору социального найма сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей либо предоставление по желанию сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В отношении членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, применяется норма пункта 2 части 4 статьи 12 названного Федерального закона, которая устанавливает общее правило предоставления социальных гарантий, предусмотренных данным Федеральным законом для членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в случае его смерти.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные указанным Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после его увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В этом случае, члены семьи погибшего (умершего) сотрудника, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Таким образом, обеспечение семьи умершего сотрудника, может иметь место только по основаниям указанным в пункте 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и при условии наличия причинно-следственной связи факта смерти сотрудника и выполнения им служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Согласно подпункту - "д" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
В части 3 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ закрепляются гарантии членов семьи сотрудника перечисленные в пункте 2 части 4 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ, а часть 6 статьи 14 названного Федерального закона сохраняет права за сотрудником уволенным с правом на пенсию и принятым в период прохождения им службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила).
Пунктом 31 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются соответствующие документы.
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (п. 11 Правил).
Как следует из п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.?
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Аналогичные положения содержат данные Правила в действующей редакции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО12 с 13.12.2001 проходил службу в органах внутренних дел, последняя занимаемая им должность подполковник полиции - заместитель начальника организационно-аналитической работы ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области".
ФИО12 с семьей (супругой Кузнецовой Е.Н. и сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на основании решения комиссии по предоставлению ЕСВ сотрудникам ФГКУ УВО УМВД России по Тверской области от 14.02.2013, утвержденного распоряжением и.о. начальника ФГКУ УВО УМВД России по Тверской области от 14.02.2013 N 18/337, поставлены на учет на получение ЕСВ с даты обращения, то есть с 18.01.2013.
Из протокола N 5 заседания комиссии следует, что стаж службы ФИО12 в органах внутренних дел по состоянию на 18.01.2013 составляет 16 лет 07 месяцев 28 дней в календарном исчислении. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ему не предоставлялась. ФИО12 проживал с супругой Кузнецовой Е. Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в однокомнатной квартире общей площадью 30, 5 кв. м, жилой 18, 5 кв. м по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности матери заявителя ФИО13, которая также проживала в указанной квартире. Супруга заявителя Кузнецова Е.Н. зарегистрирована в общежитии лицея N N по адресу: "адрес", "адрес". Комната не приватизирована. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) ФИО12, его супруга Кузнецова Е.Н, сын ФИО1 не имеют. На учете по улучшению жилищных условий для представления жилой площади по договору социального найма по месту службы не состоит.?
В соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" ФИО12 с семьей в составе трех человек (ФИО12, супруга Кузнецова Е. Н, сын ФИО1) решением комиссии от 15.11.2016 принят на учет на получение ЕСВ по новому месту службы ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области" с даты постановки на учет по прежнему месту работы, то есть с 18.01.2013.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 N 1596 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223", решением комиссии ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области" по предоставлению ЕСВ сотрудникам данного ведомства от 12.02.2019, утвержденного распоряжением начальника ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области" от 13.02.2019 N 21603/343, сотрудники вневедомственной охраны были исключены из списков очередников ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области", в том числе ФИО12 о своей семьей, учетные дела и регистрационный журнал комиссии переданы в Управление Росгвардии по Тверской области.
Решением комиссии по предоставлению ЕСВ сотрудникам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 07.05.2019, утвержденного распоряжением врио начальника Управления Росгвардии по Тверской области от 10.06.2019 N 216/24-1303, ФИО12 с семьей в составе трех человек (ФИО12, его супруга и сын) были приняты на учет для получения ЕСВ в Управлении Росгвардии по Тверской области, с 04.02.2013, исходя из даты последнего приложенного к заявлению документа - выписки из домовой книги по адресу: "адрес".
Сведения о направлении указанного решения ФИО12 в материалах учетного дела N 40 отсутствуют, стороной ответчика не представлены.
Согласно рапорту от 03.10.2017 ФИО12 просил уволить его со службы с 10.11.2017, от прохождения военно-врачебной комиссии отказался, поскольку на момент увольнения считал себя здоровым.
Приказом командующего Оршанско-Хинганским Краснознамённым округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 09.11.2017 N 256 п/с подполковник полиции ФИО12 уволен из войск национальной гвардии Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
24.11.2020 ФИО12 умер.
Из акта гражданского состояния о смерти N 170209690004406212009 следует, что смерть ФИО12 наступила "в результате нарушения, обусловленного дисфункцией почечных каналов, неуточненное". Диагноз установлен на основании медицинского свидетельства о смерти (предварительное) серия 28 N 265586 от 25.11.2020 ГКУ Тверской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Морг г. Тверь.
15.12.2020 в адрес Управления Росгвардии по Тверской области от ФИО14 (отец ФИО12) поступило обращение по вопросу получения ЕСВ членам семьи ФИО12
Решением комиссии по предоставлению ЕСВ сотрудникам Управления Росгвардии по Тверской области от 12.01.2021, утвержденным распоряжением Управления Росгвардии по Тверской области от 22.01.2021 N 216/24-156, ФИО12 с семьей сняты с учета очередников на получение ЕСВ в связи со смертью заявителя.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из того, что доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют о нарушении прав истцов действиями ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области. Оснований для удовлетворения требований к ответчику УМВД России по Тверской области суд также не усмотрел, поскольку УМВД России по Тверской области каких-либо решений и распоряжений не принималось в отношении истцов, в связи с чем права истцов не нарушались, следовательно, требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав, что ссылка истца на отсутствие в пункте 19 Правил такого основания как смерть заявителя и отсутствие ссылки в решении комиссии от 12.01.2021 на подпункт "д" пункта 19 Правил не является основанием для признания незаконным и отмены решения комиссии от 12.01.2021 об исключении ФИО12 с учета.
Решение об исключении ФИО12 с учета для получения ЕСВ не противоречит требованиям закона, поскольку смерть заявителя наступила от общего заболевания, не связанного с выполнением служебных обязанностей в период прохождения службы, члены семьи ФИО12 право на получение ЕСВ не приобрели в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также судебная коллегия указала на несостоятельность доводов истца об ошибочности вывода суда первой инстанции о наличии у истца обязанности представить заключение военно-врачебной экспертизы, исходя из следующего.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 2 статьи 1 названного Закона лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого Федерального закона. В числе этих лиц супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти), "данные изъяты" дети.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247- ФЗ ЕСВ предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Абзацем четвертым пункта 3 Правил предоставления ЕСВ предусмотрено, что членам семьи, а также родителям погибших (умерших) сотрудников, предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника и членов его семьи на учет для получения ЕСВ. К таким документам в том числе относятся: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (абзац первый подпункта "а" пункта 5 названных правил); копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "в" пункта 5 названных правил); копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" пункта 5 названных правил).?
Исходя из содержания абзаца второго подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления ЕСВ члены семьи погибшего (умершего) сотрудника дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях установления причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, указанным в данном законе, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи ЕСВ.
Право на ЕСВ сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к компетенции военно-врачебной комиссии. Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел, относится к числу обязательных документов, подлежащих представлению в комиссию по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам членами семьи погибшего (умершего) сотрудника в целях реализации их права на получение ЕСВ.
Следовательно, члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, подтвержденного соответствующим заключением военно-врачебной комиссии, и при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
При этом, сам сотрудник и члены его семьи могут не состоять на учете для получения ЕСВ на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив факт гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, а также нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение ЕСВ, которая должна быть им предоставлена не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить ЕСВ членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.
Отсюда следует, что заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел в силу абзаца второго подпункта "а" пункта 5 Правил, относится к числу документов, необходимых для решения вопроса о выплате членам семьи погибшего (умершего) сотрудника ЕСВ.
Таким образом, судебная коллегия сочла правильным вывод суда первой инстанции о том, что возникновение права истцов на ЕСВ связано с причиной смерти ФИО12, которая может быть подтверждена исключительно заключением военно-врачебной комиссии, в связи с чем доводы апелляционной жалобы относительно возложения на сторону истца обязанности представить указанные доказательства.
Судебная коллегия отметила, что, вопреки доводам истца, решением комиссии от 07.05.2019 дата постановки на учет ФИО12 и членов его семьи не изменена, поскольку в силу положений Правил предоставления ЕСВ такая дата определяется датой принятия заявителя на учет, а не датой соответствующего заявления.
Из материалов учетного дела следует, что заявление ФИО12 от 18.01.2013 рассмотрено комиссией 14.02.2013, датой принятия на учет согласно реестру лиц, состоящих на учете для получения ЕСВ Управления Росгвардии по Тверской области на 31.12.2020, является также 14.02.2013.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда г. Твери от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.