Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-146/2022 по иску Власова Михаила Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области на решение Приволжского районного суда Ивановской области от 24 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 26 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя истца Власова М.В. - Куликовой Я.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Власов М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее - ОПФР по Ивановской области, пенсионный орган), уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 29 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" периоды его работы в должности корректировщика ванн ОАО "Газпромтрубинвест" (в настоящее время - АО "Газпром трубинвест") с 1 января 2018 г. по 8 декабря 2020 г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 9 декабря 2020 г.
Исковые требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа от 22 марта 2021 г. N 275920/20 по обращению истца 9 декабря 2020 г. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии, не зачтен в специальный стаж период работы с 01.01.2018 по 08.12.2020 в ОАО "Газпромтрубинвест" в должности корректировщик ванн, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период указан без кода "особые условия труда".
Власов М.В. с решением ответчика не согласен, полагает, что указанный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку производимые им работы и возложенные на него обязанности с учетом технологического назначения гальванической линии ОАО "Газпромтрубинвест", производящей химическую обработку поверхности до 2018 года, которые зачтены в льготный стаж, и после 2018 года, которые не были зачтены в льготный стаж, являются идентичными. С учетом данных обстоятельств отсутствие в индивидуальных сведениях персонифицированного учета Пенсионного фонда кода особых условий труда в связи с неподтверждением работодателем, и неуплата работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам не могут повлиять на реализацию права истца на досрочную страховую пенсию.
Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 24 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 26 сентября 2022 г, исковые требования Власова М.В. удовлетворены. На ОПФР по Ивановской области возложена обязанность включить в специальный стаж Власова М.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 29 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", периоды работы в должности корректировщика ванн ОАО "Газпромтрубинвест" с 1 января 2018 г. по 8 декабря 2020 г. На ОПФР по Ивановской области возложена обязанность назначить Власову М.В. досрочную страховую пенсию по старости с 9 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные.
От истца Власова М.В. поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
От третьего лица АО "Газпром трубинвест" поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором приведены доводы о несогласии с принятыми по делу судебными постановлениями.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Власов М.В, представители ответчика ОПФР по Ивановской области и третьего лица АО "Газпром трубинвест", сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 9 декабря 2020 г. Власов М.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 22 марта 2021 г. N 275920/20 Власову М.В. отказано в назначении страховой пенсии но старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Установлено, что страховой стаж истца составляет 39 лет 9 месяцев 10 дней. Специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составляет 4 года 8 месяцев 19 дней.
В специальный стаж Власова М.В. пенсионный орган включил периоды его работы:
- в Витимской нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Ленанефтегазгеология" с 27 июля 1988 г. по 5 октября 1989 г. в качестве помощника бурильщика (в полуторном размере как работа на Крайнем Севере);
- в ОАО "Газпромтрубинвест" (по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица): с 27 января 2014 г. по 24 марта 2014 г. в должности слесаря-ремонтника, с 23 марта 2015 г. по 24 июня 2015 г. и с 24 июня 2015 г. по 31 декабря 2017 г. в должности корректировщика ванн.
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пенсионный орган не засчитал периоды работы Власова М.В. в ОАО "Газпромтрубинвест" (по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица) с 1 января 2018 г. по 8 декабря 2020 г, поскольку данный период указан без кода "особые условия труда"; справка, уточняющая особый характер работы, подтверждающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда за указанный период работы, заявителем не представлена.
Согласно трудовой книжке, личной карточке работника (форма Т-2) Власов М.В. 23.03.2015 был принят в ОАО "Газпромтрубинвест" в цех по производству труб малого диаметра, технологи, участок нарезки - 1, участок изготовления муфт на должность корректировщика ванн 4 разряда, 17.06.2016 присвоен 5 разряд корректировщика ванн. Работает по настоящее время в указанной должности (т. 1 л.д. 67-70, 82-83).
В трудовом договоре с Власовым М.В. от 23.03.2015 указано, что труд работника Власова М.В. осуществляется во вредных условиях труда, класс условий труда 3.1 (вредный производственный фактор: тяжесть труда) (п. 1.6 трудового договора). Власову М.В. установлена доплата за вредные условия труда 4% от тарифного оклада (должностного оклада), а также дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней (пункты 3.2.1 и 4.3 трудового договора) (т. 1 л.д. 84-85).
Дополнительным соглашением от 01.03.2018 N 2 к трудовому договору от 23.03.2015 пункт 1.6 трудового договора изложен в следующей редакции: "Труд работника по договору осуществляется в допустимых условиях труда". Пункт 3.2.1 и раздел 5 "Вредные условия труда" исключены из трудового договора. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 01.03.2018 (т. 1 л.д. 88).
Дополнительным соглашением от 12.08.2019 N 3 к трудовому договору от 23.03.2015 пункт 4.3 (об установлении дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней в связи с вредными условиями работы) исключен из трудового договора. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 12.08.2019 (т. 1 л.д. 89).
Кроме того, судом установлено, что ОАО "Газпромтрубинвест" относится к предприятиям черной металлургии, работники предприятия заняты в металлургическом и трубном производстве, предприятие производит прямошовные насосно-компрессорные и обсадные трубы с резьбовыми, муфтовыми и гладкими концами, трубы стальные бесшовные и сварные с двух и трехслойным покрытием на основе экструдированного полиэтилена.
Работодателем ОАО "Газпромтрубинвест" проводилась аттестация рабочего места по условиям труда корректировщик ванн (код 13131): в 2008 г. и 2012 г, согласно которой в строке 030 "Оценка условий труда" указан класс условий труда 3.1 по фактору освещенности, общая оценка условий труда 3.1 (в 2008 г.) и по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса (фактор - тяжесть труда) (в 2012 г.). Указано о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, раздел XIV "Металлообработка", вид работ: "5.Производство покрытия металлов гальваническим способом", позиция 2150500а-13131, должность корректировщик ванн.
Согласно протоколу измерений и оценки тяжести трудового процесса N 003038-Т1М от 26 сентября 2012 г. в заключении указан класс условий труда 3.1.
Согласно протоколу измерений и оценки напряженности трудового процесса N 003038-Н от 26 сентября 2012 г. в заключении указан класс условий труда - 2 при показателях напряженности трудового процесса по сменности работы и наличию регламентированных перерывов 3.1, фактически трехсменная работа (работа в ночную смену), перерывы отсутствуют.
В 2017 году ОАО "Газпромтрубинвест" была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно карте специальной оценки условий труда рабочего места корректировщик ванн (код 13131) цеха по производству труб малого диаметра (ЦТМД) - участок нарезки - 1 - участок изготовления муфт N 225 от 29 сентября 2017 г. установлено: в строке 030 общая оценка условий труда по вредности (опасности) факторов - 2 (допустимая), в строке 040 - гарантий и компенсаций (в том числе повышение оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение трудовой пенсии) не предусмотрено.
Власов М.В. с проведенной специальной оценкой условий труда (карта N 225 от 29.09.2017) ознакомлен под роспись.
На основании специальной оценки условий труда N 225 от 29 сентября 2017 г. приказом ОАО "Газпромтрубинвест" от 26 декабря 2017 г. N 362 "О государственной досрочной трудовой пенсии по старости" с 1 января 2018 г. утвержден Перечень профессий и должностей ОАО "Газпромтрубинвест", работники которых в соответствии со Списком N 2 установлено льготное обеспечение по ОАО "Газпромтрубинвест", в котором отсутствует должность истца - корректировщик ванн цеха по производству труб малого диаметра (ЦТМД) - участок нарезки - 1 - участок изготовления муфт.
С 1 января 2018 г. работодателем ОАО "Газпромтрубинвест" прекращена уплата соответствующего дополнительного тарифа страховых взносов за Власова М.В. в Пенсионный фонд, сведения индивидуального персонифицированного учета стали сдаваться в Пенсионный фонд без указания кода "особые условия труда".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Власова М.В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорного периода его работы, суд первой инстанции исходил из того, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что характер производственной деятельности истца в должности корректировщика ванн АО "Газпромтрубинвест" соответствует тарифно-квалификационным характеристикам корректировщика ванн, занятого в работах при производстве покрытия металлов гальваническим способом, предусмотренным Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, а также выполнение истцом трудовых функций в течение полного рабочего дня на работах с вредными условиями.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что документов, подтверждающих изменение условий труда Власова М.В. в спорный период трудовой деятельности, не представлено, результаты специальной оценки условий труда корректировщика ванн от 29 сентября 2017 г. являются недостоверными, а карта специальной оценки условий труда корректировщика ванн от 29 сентября 2017 г. является недопустимым доказательством, так как составлена с нарушением положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 226-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий труда.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10).
Разделом XIV "Металлообработка" подразделом 4 "Термическая обработка", позицией 2150400а-13131 Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрены корректировщики ванн, аналогичная должность с позицией 2150500а-13131 предусмотрена подразделом 5 "производство покрытия металлов гальваническим способом".
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списка N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункты 1 и 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; пункты 1 - 18 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости
применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В силу пункта 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом, спорные периоды трудовой деятельности Власова М.В. имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Власова М.В. за спорный период, а именно с 01.01.2018 по 08.12.2020, представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий, а также начисления и уплаты работодателем дополнительного тарифа страхового взноса.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем Власова М.В, подтверждающие льготный характер работы истца в спорный период, в отношении которых работодателем сведения представлены в пенсионный орган без указания кода особых условий труда.
Однако судебные инстанции при рассмотрении настоящего дела, не применив к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пришли к ошибочному выводу о том, что представление работодателем в пенсионный орган сведений в отношении стажа истца без указания кода особых условий труда и неуплата работодателем дополнительного тарифа страховых взносов не имеют правового значения при установлении права гражданина на досрочную страховую пенсию по старости.
Указывая на то, что представленными в материалы дела доказательствами, в том числе должностными инструкциями корректировщика ванн и показаниями свидетеля ФИО13 подтверждается, что после проведенной специальной оценки условий труда корректировщика ванн в сентябре 2017 года изменений условий труда Власова М.В. в период работы с 01.01.2018 по 08.12.2020 не произошло, а результаты специальной оценки труда от 29.09.2017 являются недостоверными и недопустимым доказательством, судебные инстанции не применили к спорным отношениям положения нормативных актов, регулирующих охрану труда и порядок проведения специальной оценки условий труда.
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения работодателем специальной оценки условий труда Власова М.В. 29.09.2017) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Между тем судебными инстанциями положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места, к спорным отношениям применены не были.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Власовым М.В. результаты проведенной в 2017 году специальной оценки условий труда на его рабочем месте в установленном законом порядке не оспаривались, требований о признании результатов специальной оценки условий труда недействительными им не заявлялось.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В нарушение приведенных требований процессуального закона судебные инстанции, перечислив доводы сторон и доказательства, не отразили в судебных постановлениях основания, по которым объяснениям истца об условиях его работы во вредных условиях труда и представленным им документам, из которых суд сделал самостоятельный вывод об условиях труда Власова М.В. по Списку N 2, отдано предпочтение перед другими доказательствами, в том числе результатами проведенной в 2017 году специальной оценки условий труда на рабочем месте истца.
Таким образом, судебные инстанции по существу переоценили результаты проведенной 29.09.2017 работодателем Власова М.В. - АО "Газпром трубинвест" в установленном законом порядке специальной оценки условий труда на рабочем месте истца, посчитав возможным самостоятельно, без привлечения специалистов и назначения соответствующей судебной экспертизы, установить наличие вредных факторов производственной среды и трудового процесса по данной должности в этом учреждении.
Сославшись на показания свидетеля Матрохина Д.Ф. в обоснование вывода о том, что после проведенной специальной оценки условий труда корректировщика ванн в сентябре 2017 года изменений условий труда Власова М.В. в период работы с 01.01.2018 по 08.12.2020 не произошло, суд не учел, что в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.
Нельзя признать правомерной также ссылку суда первой инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Власова М.В. на вступившее в законную силу решение Нерехтского районного суда Костромской области от 09.12.2020, которым признано право на досрочную пенсию за другим работником на основании заключения государственной экспертизы условий труда, проведенной Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области 30.10.2020, поскольку указанное решение в силу положений статьи 61 ГПК РФ принципом преюдиции для настоящего спора не обладает.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению спорного периода работы в специальный стаж Власова М.В, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нельзя признать правомерными.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приволжского районного суда Ивановской области от 24 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 26 сентября 2022 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Приволжский районный суд Ивановской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.