Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н. В, судей Бибеевой С.Е, Курчевской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к "адрес" по социальному развитию о возложении обязанности по замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2020/2022)
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к "адрес" по социальному развитию о возложении обязанности по замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы в 1997 г. на Чернобыльской атомной электростанции (далее также ЧАЭС), выданное ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в 1987 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, был установлен статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и выдано удостоверение ДД.ММ.ГГГГ, данное удостоверение выдано бессрочно, однако в настоящее время требует замены. В ноябре 2021 г. обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако в замене удостоверения было оказано, поскольку в зонах отчуждения не работал. Данный отказ полагает необоснованным и незаконным.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной ФИО2 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что ему было выдано соответствующее удостоверение в "адрес" в 1992 году, в связи с чем он не обязан предоставлять ответчику дополнительные документы в подтверждение работы в зоне отчуждения после аварии на ЧАЭС.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно части 4 статьи 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн/73н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
В силу п.6 указанного Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются любой из нижеперечисленных:
а) командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
б) справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
в) трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
г) табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
д) справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
е) задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
ж) военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
з) выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
и) выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 в соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 198 г. серии А N с предоставлением льгот предусмотренных ст. 20 указанного Закона. Согласно данной статье ФИО2 отнесен к категории граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по дезактивации, строительству, по жизнеобеспечению населения в зонах первоочередного отселения и последующего отселения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в "адрес" по социальному развитию с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Письмом "адрес" по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в выдаче удостоверения ввиду отсутствия в представленных им документах сведений о работе в зоне отчуждения, соответственно отказано в установлении статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдачи удостоверения, согласно норм действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно справке Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N, отсутствует информация в отношении ФИО2 об участии в ликвидации последствий катастрофы в 1987 г. на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что необходимым условием отнесения лица в категории участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС является выполнение ими в 1986-1990 годах работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, в зоне отчуждения (которая в 1986-1987 годах называлась 30-километровой зоной, с 1988 до ДД.ММ.ГГГГ - зоной отселения).
Перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам отчуждения на территории Российской Федерации, установлен Правительством Российской Федерации; находящихся на территории Республики Беларусь - высшим органом власти Республики Беларусь.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, В соответствии с п. 1, 2 названного Порядка, на территории РФ устанавливаются единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пункт 6 указанного Порядка содержит перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Судом установлено, населенные пункты Дережня, Малый Хотимск, Братьковичи, ФИО1 "адрес", на территории которых ФИО2 принимал участие в строительстве объектов в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не относится к зоне отчуждения.
Доказательств того, что указанные населенные пункты законодательством Республики Беларусь были отнесены к зоне эвакуации (зоне отчуждения), истцом не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие участие ФИО2 в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Довод жалобы о том, что истцу выдано соответствующее удостоверение в "адрес" в 1992 г, и при замене удостоверения не обязан вновь подтверждать ранее установленный в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и ему была дана правильная оценка
Как установлено судом, населенные пункты Дережня, Малый Хотимск, Братьковичи, ФИО1 "адрес", на территории которых ФИО2 принимал участие в строительстве объектов в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не относится к зоне отчуждения.
Между тем, необходимым условием отнесения лица в категории участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС является выполнение ими в 1986-1990 годах работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, в зоне отчуждения (которая в 1986-1987 годах называлась 30-километровой зоной, с 1988 до ДД.ММ.ГГГГ - зоной отселения).
В силу п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн/73н, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются, помимо прочего один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.