Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Заскалько О.В, Рачиной К.А.
с участием прокурора Маневич М.М, при секретаре Джемгирове М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе Счетной палаты Российской Федерации
на решение Хорошевского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования ФИО к Счетной палате Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула удовлетворить частично.
Признать незаконным увольнение ФИО распоряжением Счетной палаты Российской Федерации N 177-рк от 21 апреля 2022 года по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Отменить распоряжение Счетной палаты Российской Федерации N 177-рк от 21 апреля 2022 года об увольнении ФИО.
Восстановить ФИО в должности федеральной государственной гражданской службы главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился с иском в суд к Счетной палате Российской Федерации, в котором указывает, что с 16 апреля 2019 года проходил государственную гражданскую службу в Счетной палате Российской Федерации, с дата был назначен на должность главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления. дата истец был уведомлен, что должность главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия Департамента аудита государственного управления подлежит сокращению. По мнению истца, ответчиком ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности, соответствующие его квалификации, не определялось преимущественное право на занятие должностей по сравнению с другими сотрудниками, соответственно, увольнение с федеральной государственной гражданской службы 11 мая 2022 года на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", оформленное Распоряжением N 177-рк от 21 апреля 2022 года, нельзя признать законным. С учетом изложенного, истец просил суд признать его увольнение незаконным, отменить указанное распоряжение и восстановить его на государственной гражданской службе в ранее замещаемой должности, взыскать со Счетной палаты Российской Федерации средний заработок за время вынужденного прогула.
В судебном заседании истец ФИО исковые требования поддержал по доводам искового заявления и письменных объяснений.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что вакантные должности у ответчика отсутствовали, преимущественное право определялось.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшей решения суда подлежащим отмене, а требования подлежащими отказу, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных истцом возражений с дополнениями, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены постановленного по делу решения имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с дата истец ФИО был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного инспектора инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за резервными фондами федерального бюджета Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы.
С дата ФИО назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления.
Приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации N 4-км от 02 февраля 2022 года были внесены изменения в структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты Российской Федерации, в соответствии с которыми, в том числе, одна должность федеральной государственной гражданской службы главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления подлежала сокращению (л.д. 96).
Уведомлением от 03 февраля 2022 года N 17-у ФИО уведомлен о сокращении должности главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления, с которым ФИО был ознакомлен 09 марта 2022 года.
Распоряжением N 177-рк от 21 апреля 2022 года истец ФИО освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы 11 мая 2022 года на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая заявленные требования, суд указал, что из анализа представленного Счетной палатой Российской Федерации штатного расписания с расстановкой кадров на момент уведомления истца о предстоящем сокращении, а также издания приказа об увольнении, следует, что истцу ФИО необоснованно не предлагались все имеющиеся вакантные должности, в частности референта, советника и иные (без указания конкретных должностей и выводов о том, в связи с чем суд посчитал, что они могли быть предложены истцу). Также суд пришел к выводу о том, что представитель нанимателя обязан решить вопрос о том, кого из служащих перевести на вакантную должность (преимущественное право), что сделано при увольнении фио не было. С учетом указанных установленных обстоятельств суд пришел к выводу о незаконности произведенного увольнения и удовлетворении заявленных требований.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2) (далее также - Закон N 79-ФЗ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 73 Закона).
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы. (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Частью 4 статьи 31 Закона N 79-ФЗ установлено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет: более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с перечнем должностей в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, поименованным в разделе 18 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, замещавшаяся истцом должность главного инспектора относится к главной группе должностей категории "специалисты".
Как следует из представленных в материалы дела штатных расписаний, справки о вакантных должностях (л.д. 11, т.1), должностных регламентов, вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, имевшиеся в аппарате Счетной палаты Российской Федерации в период с даты предупреждения фио о предстоящем увольнении и до даты увольнения, не могли быть предложены истцу, поскольку он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения указанных должностей, либо не могли быть предложены истцу ввиду того, что не соответствовали группе и категории должностей.
Из указанных документов следует, что в период с 09 марта по 11 мая 2022 года в штатном расписании аппарата Счетной палаты Российской Федерации имелись следующие вакантные должности, относящиеся к соответствующей истцу главной группе должностей категории "специалисты": главный инспектор инспекции аудита неналоговых доходов Департамента аудита доходов, требования к образованию: магистратура - направление подготовки "Государственное и муниципальное управление", специалитет - специальность "Электронные вычислительные машины"; заместитель начальника отдела сопровождения информационных систем Департамента цифровой трансформации, требования к образованию: магистратура - направление подготовки "Информационная безопасность", специалитет - специальность "Информационная безопасность"; ведущий советник отдела сопровождения информационных систем Департамента цифровой трансформации, требования к образованию: магистратура - направления подготовки "Фундаментальная информатика и информационные технологии", специалитет - специальность "Информационная безопасность автоматизированных систем"; заместитель начальника отдела проектного управления и экосистемы Департамента цифровой трансформации, требования к образованию: магистратура - направления подготовки укрупненных групп направления подготовки "Информатики и вычислительная техника", "Автоматизация технологических процессов и производств", "Прикладная математика", специалитет - специальность укрупненной группы специальностей "Информатика и вычислительная техника", "Прикладная математика", "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".
Вместе с тем, истец не имеет высшего образования по направлениям подготовки, специальностям, требуемым для замещения указанных должностей. Имеющееся у истца высшее образование по специальностям "Финансы и кредит", "Командная тактическая радиотехнических средств", а также многочисленные удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации (дипломы представлены в материалы дела (л.д. 60-73, т. 1)), вопреки доводам истца, не позволяли ему претендовать на замещение вышеперечисленных вакансий.
Другие имевшиеся вакантные должности относятся к иным группам и категориям должностей, в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность предлагать истцу указанные вакантные должности.
Судебной коллегией с целью дополнительной проверки доводов истца о не предложении ему всех вакантных должностей, у ответчика были запрошена дополнительные документы и пояснения, которые были приобщены к материалам дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ и исследованы, и из которых усматривается, что в двухмесячный период уведомления истца о предстоящем увольнении, у ответчика происходил прием на службу государственных гражданских служащих, а также их увольнение, при этом из документов усматривается, что все высвобождающиеся и вакантные должности также не могли быть предложены истцу ввиду того, что не соответствовали группе и категории должностей, либо имеющейся у истца квалификации, либо также как и должность истца, были сокращены (л.д. 117-184, л.д. 197- 199, т. 2).
Довод истца о возможности его назначения на должность, занимаемую фио - главного инспектора инспекции аудита государственных органов Департамента аудита государственного управления, освободившуюся 31 января 2022 г. в связи с его увольнением, является несостоятельным, поскольку из представленных в материалы дела документов усматривается, что данная должность была замещена фио (распоряжение от 1 февраля 2022 г. N 47-рк), таким образом, не являлась вакантной на момент издания приказа от 2 февраля 2022 г. N 4-кш о внесении изменений в структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также на дату уведомления истца о сокращении замещаемой им должности (л.д. 232-233, т. 1, л.д. 19-20, т. 2).
Таким образом, по мнению судебной коллегии, представителем нанимателя не допущено каких-либо нарушений прав истца и процедуры увольнения по указанному основанию в связи с не предложением ФИО вакантных должностей государственной гражданской службы.
Довод возражений истца о том, что исходя из общедоступных сведений фонд оплаты труда государственных гражданских служащих Счетной палаты Российской Федерации рассчитан на большее количество служащих, чем указано в предоставленных ответчиком документах, что в свою очередь свидетельствует о фиктивности сокращения, является несостоятельным, поскольку какие-либо документы относительно фонда оплаты труда не могут подтверждать или опровергать факт сокращения гражданских служащих Счетной палаты Российской Федерации, поскольку не относятся к допустимым и относимым доказательствам для подтверждения факта сокращения должностей и соблюдения необходимой процедуры.
Также ответчик при сокращении должности разрешилвопрос о преимущественном праве государственных гражданских служащих на замещение должности гражданской службы.
Так, из материалов дела усматривается, что на момент принятия представителем нанимателя решения о сокращении должности, замещаемой ФИО, в штатном расписании аппарата Счетной палаты Российской Федерации предусматривалось 6 должностей главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия Департамента аудита государственного управления, замещаемые соответственно ФИО, фио, фио ФИО, фио и фио
В целях определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение должности гражданской службы в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ, были проведены оценочные мероприятия в отношении указанных гражданских служащих, подлежащих увольнению в связи с сокращением должностей гражданской службы, оформленные Протоколом совещания от 2 февраля 2022 г, по следующим критериям: наличие специальности, направления подготовки профессионального образования, соответствующих области и виду профессиональной служебной деятельности; продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки; квалификация (уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к осуществлению соответствующего вида профессиональной деятельности); результаты профессиональной служебной деятельности, включая персональные достижения гражданского служащего по выполнению им задач и поручений в соответствии с должностными обязанностями. По результатам проведенной оценки указанных гражданских служащих наименьшие баллы набрали Аношин А.Б. и фио, с учетом указанных результатов принято решение об отсутствии у фио преимущественного права (л.д. 12-18, т. 2).
Таким образом, при определении преимущественного права, в том числе, истца, учитывались указанные в части 4 статьи 31 Закона N 79-ФЗ критерии с учетом положений других законодательных актов, результаты работы всех сотрудников, включая истца, учитывалась его работа и другие характеризующие его деловые качества и критерии.
Довод истца о формальности проведенной проверки преимущественного права и без полноты критериев, ничем объективно не подтвержден и опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что увольнение истца было проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, какие-либо нарушения представителем нанимателя при проведении процедуры сокращения замещаемой истцом должности допущены не были, в связи с чем оснований для признания незаконным увольнения фио по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отмены распоряжения Счетной палаты Российской Федерации N 177-рк от 21 апреля 2022 года об увольнении фио, восстановления его в должности федеральной государственной гражданской службы главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула, не имелось. Соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, определила:
Решение Хорошевского районного суда адрес от дата отменить, вынести по делу новое решение.
Отказать ФИО в удовлетворении заявленных исковых требований к Счетной палате Российской Федерации о признании увольнения на основании распоряжения N 177-рк от 21 апреля 2022 года по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", незаконным; об отмене распоряжения N 177-рк от 21 апреля 2022 года; о восстановлении в должности федеральной государственной гражданской службы главного инспектора инспекции аудита судебной системы и органов следствия в Департаменте аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации; о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.