Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Мызниковой Н.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Анцифирове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 02- 4223/2022) по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 октября 2022 года, которым постановлено:
" исковые требования Тиштяпкиной Пелагеи Павловны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, удовлетворить частично.
Признать за Тиштяпкиной Пелагеей Павловной право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Тиштяпкиной П.П. период работы с 24.09.2001 по 07.03.2004.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Тиштяпкиной П.П. досрочную страховую пенсию по основаниям п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 16.05.2021 г.
В остальной части иска отказать ",
УСТАНОВИЛА:
Тиштяпкина П.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) об оспаривании решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в котором просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости период ее работы с 24.09.2001 г. по 07.03.2004 г. в должности медицинской сестры ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 27.04.2021 г, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии по п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала; представитель третьего лица ФКУ Лечебное исправительное учреждение N 19 ФСИН России по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.01.2023 г. в силу ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области в связи с реорганизацией.
Представитель третьего лица- ФКУ Лечебное исправительное учреждение N 19 ФСИН России по Республике Мордовия на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности фио, возражения истца Тиштяпкиной П.П, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.04.2021 г. Тиштяпкина П.П, паспортные данные, обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно решению ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 05.07.2021 г, Тиштяпкиной П.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием на момент обращения необходимого специального стажа, предусмотренного п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, при этом, пенсионными органами в подсчет специального стажа истца были включены периоды ее работы, общей продолжительностью 08 лет 03 месяца 15 дней и не был не включен, в том числе, период работы с 24.09.2001 г. по 07.03.2004 г. в должности медсестры медицинской части в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, так как истец в данный период проходила внутреннюю службу в ОВД в звании рядовой внутренней службы и уволена в звании сержанта внутренней службы.
Из представленной трудовой книжки истца Тиштяпкиной П.П, следует, что 19.07.1991 г. она была принята медсестрой временно в ясли-сад в учреждение ЖХ-385/19 ГУИН МЮ РФ, 16.09.1996 г. переведена медсестрой в медсанчасть, далее период с 24.09.20001 г. по 08.03.2004 г. отражен в трудовой книжке как выслуга лет в органах уголовно- исполнительной системы Минюста России и 08.09.2004 г. истец принята медсестрой медицинской части, 09.07.2007 г. уволена по собственному желанию (л.д.15-21).
Согласно справке от 25.11.2021 г. истец работала в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия в должности медицинской сестры медицинской части с 24.09.2001 г. по 08.03.2004 г, в данный период ее должность была аттестована, рабочее место находилось на территории жилой зоны в здании медицинской части, где проходили амбулаторное и стационарное лечение ВИЧ-инфицированные осужденные, в данный период непосредственно и постоянно была занята работой с осужденными полный рабочий день; в ее обязанности входило: взятие крови на все виды лабораторных исследований, оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным осужденным, оказание помощи врачу при манипуляциях, осуществление дезинфекции и сбор медицинских отходов (л.д. 40).
Из представленной справки от 26.01.2022 г. следует, что истец в период с 24.09.2001 г. по 08.03.2004 г. была трудоустроена в медицинской части ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия в должности медицинской сестры на полный рабочий день на полную ставку на работе с осужденными. За данный период ей производились начисления за работу с осужденными в виде надбавки за работу с больными наркоманией (25% и почасовая доплата за больных ВИЧ-инфекцией) (л.д. 39).
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Тиштяпкиной П.П, признании за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", возложении на ответчика обязанности включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" период работы истца с 24.09.2001 г. по 07.03.2004 г. и назначить Тиштяпкиной П.П. досрочную страховую пенсию по основаниям п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 16.05.2021 г, исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что истец в спорный период была трудоустроена на должность медицинской сестры в медицинскую часть и непосредственно работала с осужденными, в том числе ВИЧ-инфицированными, с учетом данного периода специальный стаж истца будет составлять более 10 лет, а 16.05.2021 г. истец достигла возраста 50 лет.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильной применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на дату обращения истца за назначением пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 01.01.2015 г. Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 этого закона, далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на дату обращения истца за назначением пенсии, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе средний медицинский персонал (пункт 3 Списка от 03.02.1994 г. N 85).
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (часть 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют, в частности, женщины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Суд первой инстанции не учел, что в период с 24.09.2001 г. по 07.03.2004 г. Тиштяпкина П.П. проходила службу в должности медицинской сестры ЛИУ-19 УФСИН по Республике Мордовия, имела специальное звание рядового внутренней службы и относилась к числу лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Исходя из того, что Тиштяпкина П.П. проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, имела специальное звание рядового внутренней службы и, соответственно, не относилась к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 01.01.2015 г. - подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), вывод суда первой инстанции о включении спорного периода службы Тиштяпкиной П.П. в уголовно-исполнительной системе в специальный стаж для досрочного назначения ей пенсии по старости по подпункту 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" судебная коллегия находит неправомерным, основанным на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения Тиштяпкиной П.П. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода ее службы с 24.09.2001 г. по 07.03.2004 г. в должности медицинской сестры ЛИУ-19 УФСИН по Республике Мордовия в звании рядового внутренней службы и отсутствия необходимой продолжительности такого стажа для назначения соответствующей пенсии вывод суда первой инстанции о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 16.05.2021 г. также является неправильным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 октября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Тиштяпкиной Пелагеи Павловны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.17 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязании включить в специальный стаж период работы с 24 сентября 2001 года по 07 марта 2004 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.