Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Рачиной К.А., при секретаре Джемгирове М.Э., с участием прокурора Маневич М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Безлюдова Сергея Александровича на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 06 мая 2022 года в редакции дополнительного решения от 29 сентября 2022 года (N 2-3180/22), которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Безлюдова... к Управлению делами Президента Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, судебных расходов, компенсации морального вреда отказать.
В удовлетворении искового заявления Безлюдова... к Управлению делами Президента Российской Федерации о взыскании премии отказать",
УСТАНОВИЛА:
Безлюдов С.А. обратился в суд с иском к Управлению делами Президента Российской Федерации, просил восстановить в должности ведущего советника отдела информационных технологий Управления информатизации и связи Управления делами Президента Российской Федерации; взыскать денежное содержание за время вынужденного прогула, невыплаченную премию в размере 193 805 руб. 70 коп.; компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб, расходы по оплате юридических услуг, возложить на ответчика обязанность по выдаче дубликата трудовой книжки без записи об увольнении.
В обосновании заявленных требований ссылался на то, что назначен на государственную должность главного консультанта отдела информационных технологий управления информатизации и связи. Приказом N 230лс от 09.06.2018 назначен на должность ведущего советника отдела информационных технологий Управления информатизации и связи с трехмесячным испытательным сроком, с освобождением от замещаемой должности. Приказом N 46лс от 26.01.2022 служебный контракт с ним расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ведущего советника отдела информационных технологий Управления информатизации и связи 31.01.2022 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. С указанным приказом истец не согласен, так как процедура увольнения по указанному основанию нарушена, согласие выборного профсоюзного органа не получено, иные вакансии не предложены, двухмесячный срок с момента уведомления до увольнения не истек. Также ответчиком не выплачены в надлежащем размере премиальные выплаты за декабрь 2021 года.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав истца Безлюдова С.А, его представителя - Седакова С.Ю, представителя ответчика - Попову Е.Н, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 Закона).
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании служебного контракта от 13.12.2012 и приказа N 576лс от 13.12.2012 Безлюдов С.А. назначен на государственную должность главного консультанта отдела информационных технологий управления информатизации и связи Управления делами Президента Российской Федерации.
Приказом N 230лс от 09.06.2018 Безлюдов С.А. назначен на должность ведущего советника отдела информационных технологий Управления информатизации и связи Управления делами Президента Российской Федерации.
Приказом управляющего делам Управления делами Президента Российской Федерации N 565 от 24.11.2021 из структуры Управления исключено Управление информатизации и связи с сокращением должностей в указанном отделе, одновременно включено Управление информационных и коммуникационных технологий.
Во исполнение приказа Управления делами Президента Российской Федерации N 565 от 24.11.2021 Безлюдов С.А. ознакомлен под роспись 30.11.2021 с уведомлением о предстоящем возможном увольнении в связи с сокращением замещаемой должности.
Приказом N 46лс от 26.01.2022 служебный контракт с Безлюдовым С.А. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 31 января 2022 года на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что порядок уведомления о предстоящем увольнении не нарушен, процедура увольнения соблюдена, поскольку в период увольнения у ответчика не было вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности.
Проверяя доводы истца о том, что ответчиком не были предложены имеющиеся вакантные должности, судом установлено и следует из представленной штатного расписания и штатной расстановки, что вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой истцом, образования и квалификации истца, у ответчика отсутствовали.
Поскольку оснований для признания увольнения незаконным и восстановлении в ранее занимаемой должности не установлено, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.
Доводы истца о наличии иных вакантных должностей, которые ему не предложены, были проверены судом и признаны необоснованными, о чем подробно изложено в мотивировочной части судебного постановления.
В апелляционной жалобе истец ссылается на наличие у него высшего образования по специальности "Международные экономические отношения", квалификации "экономист" (л.д. 236 т. 1), указывая на должности, которые, по его мнению, представитель нанимателя обязан был предложить (л.д. 99, 100 т. 3).
Областью профессиональной служебной деятельности главного советника отдела учета расходов и отчетности по Аппарату Правительства Российской Федерации Управления бухгалтерского учета и отчетности является регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков. Вид профессиональной деятельности - регулирование в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры по направлениям подготовки (специальностям) "Бухгалтерский учет и аудит", "Финансы и кредит", "Экономика труда" или иным направлениям подготовки (специальностям), для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки (л.д. 196 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности главного советника отдела обеспечения спецперевозок Транспортного управления является регулирование транспортного комплекса, регулирование экономики, регионального развития, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства. Вид профессиональной деятельности - организация перевозок воздушным, морским, внутренним водным, железнодорожным транспортом (л.д. 209 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности ведущего советника планового отдела Главного управления капитального строительства является регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Вид профессиональной деятельности - регулирование в сфере капитального строительства и капитального ремонта (л.д. 214 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности главного советника отдела организации медицинской помощи Главного медицинского управления является регулирование здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия. Вид профессиональной деятельности - организация оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований. Необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры по направлениям подготовки (специальностям) "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Лечебное дело", "Педиатрия" "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биофизика", "Медицинская биохимия", "Фармация" или иным направлениям подготовки (специальностям), для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки (л.д. 229 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности ведущего советника отдела организации медицинской помощи Главного медицинского управления является регулирование здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия. Вид профессиональной деятельности - организация оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований. Необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры по направлениям подготовки (специальностям) "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Здравоохранение и медицинские науки", "Науки об обществе" или иным направлениям подготовки (специальностям), для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки (л.д. 233 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности ведущего советника отдела учета контингента Главного медицинского управления является регулирование здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия. Вид профессиональной деятельности - организация оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований (л.д. 241 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности главного советника отдела эксплуатационно-технической деятельности и информатизации Главного медицинского управления является регулирование имущественных отношений; регулирование жидищно-коммунального хозяйства и строительства. Вид профессиональной деятельности - управление, распоряжение и контроль за имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации"; регулирование в сфере капитального строительства и капитального ремонта; вопросы общей безопасности объектов (территорий) подведомственных организаций (л.д. 252 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности главного советника отдела информационно-аналитического и ресурсного обеспечения Главного медицинского управления является регулирование здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия; регулирование бюджетной системы. Вид профессиональной деятельности - бюджетное регулирование в сфере здравоохранения (л.д. 257 т. 2).
Областью профессиональной служебной деятельности главного советника отдела сопровождения финансовой деятельности Главного управления международного сотрудничества является внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность; регулирование бюджетной системы; регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Вид профессиональной деятельности - разработка и содействие заключению международных договоров, контрактов и соглашений; осуществление совместной деятельности с государственными органами иностранных государств, региональными и международными организациями, форумами; обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях, многосторонних комиссиях, партнерствах, мероприятиях и других инициативах; деятельность в сфере международного права и сотрудничества; деятельность в сфере экономического законодательства; управление, распоряжение и контроль за имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации; организация сделок с государственным имуществом; регулирование в сфере капитального строительства и капитального ремонта; регулирование контрактной системы (л.д. 32 т. 3).
Безлюдов С.А. был назначен на государственную должность главного консультанта отдела информационных технологий управления информатизации и связи 13 декабря 2012 года, 09 июня 2018 года - на должность ведущего советника.
Должностным регламентом по этим должностям предусмотрено, что областью профессиональной служебной деятельности является управление в сфере информационных технологий, связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации. Вид профессиональной деятельности - регулирование в области информационных технологий (л.д. 154, т. 1; 151 т. 2).
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у ответчика вакантных должностей, которые могли бы быть предложены Безлюдову С.А. с учетом положений частей 1 и 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, являются правильными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представитель нанимателя предпринял необходимые меры к поиску вакантных должностей в иных органах исполнительной власти (л.д. 143 - 153 т. 1).
Доводы истца о нарушении ответчиком положений ст. 38 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ не могут повлечь отмену решения суда, поскольку представитель нанимателя уведомил соответствующий профсоюзный орган о возможном расторжении служебного контракта с гражданскими служащими (л.д. 140 т. 1). При этом существенных нарушений, повлекших незаконность увольнения, ответчиком не допущено.
В решении суда имеются выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании премиальных выплат, дополнительным решением суда от 29 сентября 2022 года в удовлетворении этого требования отказано.
Нельзя согласиться и с доводом истца о нерассмотрении судом требования о компенсации морального вреда, данный довод опровергается выводами суда в мотивировочной части решения, об этом указано в резолютивной части решения суда.
Положением статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) - часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
К дополнительным выплатам относятся, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки, премий, материальной помощи, единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим Управления делами Президента Российской Федерации был определен Положением, утвержденным приказом Управления от 22.05.2019 N 193 (далее Положение N 193).
Разрешая требования о взыскании премиальной части зарплаты, суд, руководствуясь положением статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что размер входящих в состав денежного довольствия истца дополнительных выплат в виде премии за выполнение особо важных и сложных заданий не является фиксированным, определяется Управляющим делами Президента Российской Федерации на основании приказов, исходя из анализа успешного выполнения особо важных и сложных заданий, положительных результатов деятельности Управления, качественного выполнения государственным служащим приказов и поручений руководства с учетом обеспечения задач и функций Управления, результатов исполнения гражданскими служащими должностных регламентов, соблюдения служебной дисциплины, применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания в период работы, за который осуществляется премирование, других показателей деятельности гражданских служащих Управления.
Суд указал, что выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий не относится к постоянной части денежного довольствия, а являются премиями стимулирующего характера, выплачиваемыми государственным служащим в качестве поощрения за добросовестное исполнение обязанностей и их выплата не является безусловной обязанностью представителя нанимателя, оценка возможности выплаты служащему премии за выполнение особо важных и сложных заданий относится к компетенции ответчика.
Кроме того, из материалов дела следует, что в оспариваемый период истцу работодателем выплачено денежное содержание с учетом положений статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе", условий контракта и Положения о порядке премирования федеральных государственных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденного приказом N 193 от 22.05.2019, незаконного снижения премии судом установлено судом не было, также обстоятельства дискриминации истца при рассмотрении дела не установлены, вывод суда об отказе в иске в данной части судом сделан правильно.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда города Москвы от 06 мая 2022 года с учетом дополнительного решения от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безлюдова... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.