Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х,.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе истца с пояснениями ФИО
на решение Таганского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) о признании расчета компенсации при увольнении неверными, об обязании произвести повторный расчет, о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда - отказать,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о признании расчетов компенсации при увольнении неверными и об обязании произвести повторный расчет, о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц из компенсации по причине расторжения служебного контракта в связи с сокращением занимаемой должности и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что являлась государственным гражданским служащим и осуществляла свою трудовую деятельность в Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития).
Приказом N 212-лс от 26.03.2021 уволена в связи с сокращением должности и при расчете подлежащей выплате компенсации работодателем был удержан налог на доходы физического лица в размере сумма, затем решением Таганского районного суда адрес восстановлена в должности, после чего она освобождена от замещаемой должности гражданской службы 26.07.2021 и уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) с удержанием из подлежащей выплате компенсации налога в размере сумма, однако выплачиваемая государственным гражданским служащим компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, при этом ограничение по абз. 7 пункта 1 ст. 217 НК РФ не применяется, что указывает на незаконность произведенных ответчиком удержаний налога с причитающихся ей компенсаций, в связи с чем, просит суд признать указанные расчеты компенсации при увольнении по сокращению занимаемой должности от 29.03.2021 и 26.07.2021 неверными, обязать Минвостокразвития произвести повторные расчеты, взыскать с последнего излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в общем размере сумма и компенсацию морального вреда в размере сумма
Истец в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Межрегионального бухгалтерского управления федерального казначейства в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на пропуск срока истцом для обращения в суд.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец ФИО по доводам апелляционной жалобы с пояснениями.
В заседание судебное коллегии истец явилась, доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений, поддержала.
Представитель ответчика - фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы не признал.
Представитель третьего лица Межрегионального бухгалтерского управления федерального казначейства в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы с пояснениями, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО занимала должность государственной гражданской службы начальника отдела социально-экономического развития регионов адрес Департамента развития Арктики Министерства РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития).
29.03.2021 с ФИО со стороны Минвостокразвития произведен окончательный расчет на общую сумму сумма, из которой сумма удержанного налога НДФЛ составила сумма, что подтверждается расчетным листком за март 2021 года из такого которого следует, что сумма выплат при расчете, в том числе, включала не облагаемую денежную компенсацию в размере месячного денежного содержания - сумма, компенсацию при увольнении (выходное пособие свыше 3-х кратного размера) - сумма
Приказом Минвостокразвития N 410-лс от 21.07.2021 ФИО освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации. Данный приказ является следствием оспоренного в судебном порядке истцом сокращения от 29.03.2021 с восстановлением в прежней должности.
Согласно представленному за июль 2021 года расчетному листку с ФИО со стороны Минвостокразвития произведен окончательный расчет на общую сумму сумма, из которой сумма удержанного налога НДФЛ составила сумма, из листка следует, что в сумму выплат при расчете, в том числе, была включена компенсация при увольнении (выходное пособие свыше 3-х кратного размера) на период 23.07.2021, составившая сумма, компенсация при увольнении (выходное пособие свыше 3-х кратного размера) на период 30.03.2021-29.03.2021 составившая "-116 сумма, а также не облагаемая денежная компенсация в размере месячного денежного содержания составившая "-48 сумма
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 ФЗ N 79 "О государственной гражданской службе" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Как установлено п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в адрес и приравненных к ним местностях.
Как верно указал суд, Письмом от 01.12.2021 N 03-04-07/97412 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, ограничение необлагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, упомянутым абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Кодекса и абзацем шестым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса, не применяется. В связи с вышеизложенным, компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона N 79-ФЗ. На основании пункта 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему (ст. 24, 226 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма НДФЛ подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 Налогового кодекса РФ.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент производит удержание этого налога, в течение трех месяцев со дня получения агентом заявления налогоплательщика (абзац 3 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ). В абзаце 6 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной суммы НДФЛ налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему заявления налогоплательщиком, направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленного ранее в бюджет НДФЛ осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ (абзац 7 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ). До возврата из бюджетной системы РФ излишне удержанной и перечисленной суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
Суд верно указал, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а считается отдельным видом компенсации, ограничение не облагаемого НДФЛ размера выплат, установленное для выходных пособий абзацем 7 пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется.
Вместе с тем установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных их казенных учреждений" полномочия Минвостокразвития России по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению переданы Межрегиональному бухгалтерскому управлению Федерального казначейства.
Из сообщения Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства в адрес Минвостокразвития от 29.10.2021 следует, что выполнение полномочий по начислению заработной платы обеспечивается с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", в которой используются единые справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками системы "Электронный бюджет", перечень и порядок формирования которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации, а также иными настройками на основе требований Российского законодательства.
В отношении порядка обложения налогом на доходы физических лиц компенсаций, выплачиваемых государственному гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы в случаях расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при увольнении ФИО расчет налоговой базы в системе "Электронный бюджет", производился в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, только в части превышения указанной компенсации трехкратного размера среднего месячного заработка. Аналогичные разъяснения были предоставлены Федеральному казначейству в письме Министерства финансов Российской Федерации от 08.04.2021 N 03-04-09/26066 (прилагается).
В состав выплат, произведенных в месяце окончательного расчета при первом сокращении в марте 2021 года включены следующие выплаты: денежное содержание гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью; ежегодный оплачиваемый отпуск; компенсация за неиспользованный отпуск; материальная помощь; премия за особо важные и сложные задания; компенсация при увольнении (выходное пособие) по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ.
Сумма подоходного налога, указанная в исковом заявлении ФИО исчислена и уплачена со всех выплат окончательного расчета, при этом компенсация при увольнении (выходное пособие) по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ включена в налогооблагаемую базу только в части не превышающей трехкратного размера среднего месячного заработка.
В состав выплат, произведенных в месяце окончательного расчета при втором сокращении в июле 2021 года включены следующие выплаты: денежное содержание гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью; премия за особо важные и сложные задания; компенсация за увольнение до окончания срока уведомления; перерасчет компенсации при увольнении (выходное пособие) по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ; средний заработок за время вынужденного прогула.
Сумма подоходного налога, указанная в исковом заявлении ФИО исчислена и уплачена со всех выплат окончательного расчета, за исключением Компенсации за увольнение до окончания срока уведомления.
Рассматривая данный спор, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Минвостокразвития является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, вопросы расчета и выплаты пособий при увольнении гражданских служащих, в том числе ФИО, отнесены в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153, к ведению Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства, что Управление не оспаривало и в представленной в материалы дела их письменной позиции.
Вместе с тем, истец не согласилась на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, на чем также настаивала и в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении предъявленных истцом требований к ответчику Минвостокразвития.
Судом также указал, что из представленных расчетных листков, а также из сообщения Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства следует, что заявленный истцом ко взысканию удержанный подоходный налог при двух расчетах, в действительности был исчислен и уплачен со всех выплат окончательного расчета, при этом компенсация при увольнении по п. 8.1 - 8.3 ч. 1 статьи 37 79-ФЗ включена в налогооблагаемую базу только в части, не превышающей трехкратного размера среднего месячного заработка, что в свою очередь указывает на то, что к возврату истцу подлежит только сумма подоходного налога, удержанного в части, не превышающей в целом трехкратный размер выплаченного содержания, поскольку иные выплаты относятся к доходам, полученным от источников в РФ, являются объектом налогообложения по НДФЛ и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ, истец же за возвратом налога не обращалась.
Судом было отклонено заявление Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства о пропуске истцом срока на обращение в суд, решение в данной части не оспаривается.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что истцом предъявлены требования к ненадлежащему ответчику по делу, с чем судебная коллегия соглашается в полной мере.
Доводы апелляционной жалобы с пояснениями не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суд первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда адрес от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу с пояснениями ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.