Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Магжановой Э.А., судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело N 2-661/2022 по апелляционной жалобе и дополнений к ней истца Шатаева А.В. в лице представителя по доверенности фио на решение Басманного районного суда адрес от 13 мая 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шатаева Андрея Витальевича к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Управлению социальной защиты населения административного округа адрес о признании распоряжения незаконным, признании отказа незаконным, обязании включить в список, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Шатаев А.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Управлению социальной защиты населения административного округа адрес о признании распоряжения незаконным, признании отказа незаконным, обязании включить в список.
В обосновании исковых требований истец указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Впервые он обратился в орган социальной защиты населения адрес, но получил отказ от 01 ноября 2018 года, так как на момент достижения совершеннолетия он не был зарегистрирован в адрес.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения от 04 февраля 2021 года также было отказано во включении в список, поскольку адрес не является его местом жительства. С данным отказом истец не согласен, поскольку с 13 июля 2017 года он постоянно проживает в адрес по адресу: адрес. С учетом уточненных исковых требований истец просил признать незаконным распоряжение заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения адрес фио от 04 февраля 2021 года N 153-р "Об отказе во включении Шатаева А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений", признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения адрес во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Представители истца Шатаева А.В. - по доверенностям фио, фио в судебное заседание первой инстанции явились, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населении адрес - по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель ответчика ГБУ Центр "Содействие" - по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что ни одного основания, указанного в Законе, для включения истца в Список адрес и для обеспечения его жилым помещением в адрес, не имеется.
Ответчик Управление социальной защиты населения адрес в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. Дело судом первой инстанции рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель истца Шатаева А.В. по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, указав, что суд первой инстанции при применении норм материального права не правильно их истолковал, что привело к вынесению не законного решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес - фио, полагавшим решение постановлено законно и обоснованно, представителя третьего лица ГБУ адрес центра по вопросам опеки и попечительства "Содействие" - фио, которая просила решение оставить без изменения, истец Шатаев А.В, представитель ответчика Управления социальной защиты населения адрес не явились в заседание судебной коллегии. Извещены надлежащим образом, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, обсудив доводы апелляционной жалобы дополнений к ней, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции были допущены, в связи с чем нельзя признать данное решение законным и обоснованным, в связи со следующим.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодекса РФ и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Шатаев А.В. родился 18 января 1999 года в Новоалтайске адрес.
Истец является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, Постановлением акима адрес от 28 января 2004 года N 938 над Шатаевым А.В. установлена опека, опекуном назначена ее тетя фио, проживающая по адресу: адрес, 4-й микрорайон, д. 6/2, кв. 67.
Согласно письму заместителя акима Риддера Республики Казахстан от 28 апреля 2014 года N 2-22-3459 фио был включен в список и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на адрес.
Попечитель фио обратилась с заявлением о включении фио.В. в список по адрес.
Решением Министерства социальных отношений адрес от 23 октября 2016 года N 6472 заявителю отказано во включении истца список по адрес, в связи с тем, что несовершеннолетний включен в список по адрес и документы, свидетельствующие об исключении его из указанного списка, не представлены.
Согласно письму заместителя акима адрес от 22 сентября 2017 года на основании решения жилищной комиссии от 15 сентября 2017 года и протокола Жилищной комиссии N 19 истец исключен из списка по адрес, в связи с тем, что несовершеннолетний по базе документирования и регистрации населения значился вышедшем из гражданства адрес с 25 августа 2016 года.
По заявлению попечителя на имя начальника Управления социальной защиты населения адрес от 21 июня 2016 года личное дело Шатаева А.В. зарегистрированного по месту жительства по адресу: адрес, поставлено на учет в Отделе опеки и попечительства адрес.
С 13 июля 2017 года истец зарегистрирован по адресу: адрес.
01 ноября 2018 года Отдел социальной защиты населения района Братеево адрес, в ответ на заявление Шатаева А.В. N 200-ГР/18 сообщил, что вопрос о предоставлении ему жилого помещения не относится к подведомственности адрес Братеево адрес, так как на момент своего совершеннолетия он был зарегистрирован по адресу: адрес.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04 февраля 2021 года N153-Р Шатаеву А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, так как адрес не является его местом жительства.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" закреплен исчерпывающий перечень понятий, применяемых в целях регулирования правоотношений, связанных с социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в целях регулирования правоотношений, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109 ЖК РФ (п. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в адрес регулируются Законом адрес от 30.11.2005 г. N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является адрес;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в адрес;
3) адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что адрес не являлся ни местом выявления и первичного устройства истца, ни местом регистрации его рождения, ни местом нахождения организации для детей-сирот, в которых истец завершала свое пребывание; ни местом жительства лиц, у которых истец находилась на воспитание семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание).
И пришел к выводу, что ни одного из приведенного в Законе адрес от 30.11.2005 г. N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оснований для включения истца в список адрес для обеспечения ее жилым помещением в адрес не имеется.
Однако, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Согласно п. 20 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п.23 Правил, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Таким образом, дети-сироты могут в период с 18 лет до 23 лет самостоятельно обратиться с указанным заявлением. Право исключения из списка в ином субъекте РФ и включения в Список адрес необходимо два условия: перемена места жительства должна состояться до достижения возраста 18 лет; лицо, переменившее место жительство до 18 лет, должно обратиться с соответствующим заявлением в период с 18 лет до 23 лет, если их законный представитель не обращался с заявлением.
Суд исходил из того, что доказательств перемены места жительства истца до 18 лет, не представлено, на учете в органах опеки и попечительства истец не состоял.
Местом жительства истца и его законного представителя являлась адрес. На момент возникновения права на обеспечение жилым помещением, Шатаев А.В. не имел места жительства в адрес и в органах опеки и попечительства адрес на учете не состоял.
Однако, как следует из материалов дела, Шатаев А.В. изначально реализовал свое право по категории "дети-сироты" и дети оставшиеся без попечения родителей" как следует из письма заместителя акима Риддера Республики Казахстан от 28 апреля 2014 года N 2-22-3459 Шатаев А.В. был включен в список очередников нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда по данной категории, на момент обращения опекуна фио, проживающей в адрес, адрес, д.6/2, кв.67 Шатаеву А.В. было 15 лет.
В последствии будучи несовершеннолетним, Шатаев А.В. изменил место жительства по месту жительства опекуна в адрес и также поставлен в Отделе опеки и попечительства адрес на учет для получения жилья, однако решением Министерства социальных отношений адрес 23 октября 2016 года было отказано Шатаеву А.В. во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по вышеуказанной категории, так как не были представлены документы из адрес об исключении Шатаева А.В. с очереди по предыдущему месту жительства.
С 13 июля 2017 года Шатаев А.В. проживает и зарегистрирован в адрес, коллегия отмечает, что на момент обращения с заявлением УСЗН адрес о постановке на учет во включение в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 года, в соответствии с ФЗ N 159- ФЗ истец не достиг возраста 23 лет, а доводы возражений ответчика о том, что Шатаев А.В. не был зарегистрирован в адрес, отклоняются, так как со стороны несовершеннолетнего истца были выполнены все меры по реализации своего права на получение жилья, в лице опекуна фио, обращаясь в соответствующие государственные органы по месту жительства Шатаева А.В.
Все необходимые действия со стороны истца, по программе о включении в список на обеспечение жилым помещением Шатаева А.В. из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений были соблюдены.
Таким образом из совокупности всех установленных по делу обстоятельств коллегия приходит к выводу, что Распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04 февраля 2021 года является не законным и подлежащем отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 13 мая 2022 года отменить.
Постановить новое решение, которым:
Признать незаконным Распоряжение заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения фио от 04.02.2С N153-р "Об отказе во включение Шатаева А.В. в список детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты адрес включить, Шатаева Андрея Витальевича, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.