Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, адресВ., при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N 2а-826/2022 по административному иску Сергеева Ивана Михайловича к призывной комиссии военного комиссариата адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным и отмене решения о призыве истца на военную службу
по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, на решение Измайловского районного суда адрес от 07 ноября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с административным иском к призывной комиссии военного комиссариата адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным и обязании отменить решение о призыве истца на военную службу.
В обоснование требований указал, что 29 сентября 2022 года призывной комиссией по мобилизации военного комиссариата адрес в отношении него было вынесено решение о призыве на воинскую службу по мобилизации. В тот же день административному истцу его работодателем адрес была вручена повестка за подписью военного комиссара адрес Москвы о необходимости явки по адресу: адрес, в связи с призывом на военную службу по мобилизации. Полагает принятое в отношении него решение незаконным, вынесенным в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N31-ФЗ "О мобилизации и мобилизационной подготовке в РФ". Ссылаясь на наличие у него заболевания, являющегося основанием для признания истца негодным к военной службе, указывает, что медицинское освидетельствование истца должным образом не проводилось.
Решением Измайловского районного суда адрес от 07 ноября 2022 года в удовлетворении требований фио отказано.
В апелляционной жалобе с дополнениями административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный, принятый с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на том, что административный иск подлежал удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 16 Федерального закона от 26.02.1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 года N31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами (пункт 1). Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (пункт 2).
Согласно Положению о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года N 852, призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации (пункт 2).
Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на адрес или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 3).
На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции:
а) в мирное время: определение количества объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) исходя из объема мобилизационного задания; распределение объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по организациям, фондами которых они будут пользоваться; определение необходимого количества граждан, привлекаемых в аппарат усиления военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований); организация оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военного комиссариата, а также доставки граждан на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); осуществление контроля за содержанием зданий, помещений и других объектов, предназначенных для обеспечения проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования; организация проведения и обеспечения призыва граждан; обеспечение организации розыска и доставки граждан, не явившихся в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения ими мобилизационных предписаний;
б) в период мобилизации: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (пункт 22).
Призывная комиссия по мобилизации:
а) в мирное время: организует своевременное оповещение и явку (доставку) граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований); содействует подбору граждан в состав аппарата усиления военного комиссариата и привлечению их к тренировочным занятиям; представляет на заседание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы организации и всестороннего обеспечения вышеуказанных мероприятий, в сооружений, коммуникаций, земельных участков средств, в соответствии с планами мобилизации;
б) в период мобилизации: во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (пункт 24).
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службы" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службы" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года N 565 при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе).
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21.09.2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В период частичной мобилизации установлены следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации:
а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы (пункт 5 Указа).
Мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу по мобилизации происходят на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", где отражены основания увольнения с военной службы граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Предельный возраст призыва: для рядового и сержантского состава - до 50 лет; младших офицеров - до 60 лет; старших офицеров - до 65 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сергеев И.М, временно по 10.04.2023 года состоит на воинском учете в ОВК по адрес.
Согласно копии военного билета, в период с 25.06.2015 г. по 01.07.2016 г. Сергеев И.М. проходил военную службу, имеет звание рядового, наименование воинской должности и военно-учетной специальности - водитель автомобилей с прицепом, категория годности к военной службе установлена "А-I".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года призывной комиссией по мобилизации военного комиссариата адрес 29 сентября 2022 года принято решение, оформленное протоколом N 10, о призыве по мобилизации. Согласно выписке из заключения призывной комиссии адрес (протокола N10 от 29 сентября 2022 года) Сергеев И.М, 1995 г.р. 29 сентября 2022 года призван на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N647.
Медицинское освидетельствование истца проводилось, в подтверждение чего представителем ответчика представлен лист медицинского освидетельствования, по результатам которого Сергееву И.М. была присвоена категория годности А-3 - годен к военной службе.
Административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав, поскольку такое нарушение могло быть допущено только при ошибочном установлении категории годности к военной службе, чего судом при рассмотрении дела не было установлено. Напротив, административным ответчиком доказаны законность оспариваемого решения, его принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, с учетом категории годности к военной службе.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение принято судом с учетом всех обстоятельств дела, исследованных доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда адрес от 07 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 27.01.2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.