Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, адресВ., при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-50/2022 по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата адрес фио на решение Головинского районного суда адрес от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Плотникова Игоря Геннадьевича к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Военному комиссариату (объединенного) адрес о признании незаконными решений, обязании повторно рассмотреть вопрос о зачислении в запас и выдачи военного билета - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии адрес от 04 июля 2019 года, решение призывной комиссии муниципального адрес комиссариата (объединенного) адрес в отношении Плотникова Игоря Геннадьевича о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27-летнего возраста.
Обязать призывную комиссию Военного комиссариата (объединенный) адрес повторно рассмотреть вопрос о выдаче Плотникову Игорю Геннадьевичу военного билета,
УСТАНОВИЛА:
Плотников И.Г. обратился с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес, Военному комиссариату (объединенного) адрес и просил признать незаконными и отменить решения призывной комиссии адрес от 04 января 2019 года (протокол N 37) и призывной комиссии муниципального адрес от 21 мая 2018 года (протокол N 4(27)-1, 14) ввиду незаконности действий (бездействия) призывной комиссии муниципального адрес, военного комиссариата объединенного, адрес в части организации мероприятий по призыву на военную службу в период с 01 октября 2017 года по 18 мая 2018 года; обязать призывную комиссию адрес и призывную комиссию муниципального адрес в целях устранения допущенных нарушений законных прав, свобод и интересов повторно рассмотреть вопрос о зачислении в запас и выдаче документа воинского учета, а именно - военного билета, ввиду непрохождения военной службы по причинам, не зависящим от него.
Требования мотивированы тем, что 21 мая 2018 года решением призывной комиссии муниципального адрес зачислен в запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". С таким решением не согласен, поскольку ему была предоставлена отсрочка в связи с обучением в Московской государственной юридической академии, аспирантуре. Он не злоупотреблял предоставленными ему правами, и не уклонялся от призыва в армию.
Определением суда от 11 апреля 2022 года в качестве административного соответчика привлечен отдел военного комиссариата адрес.
Решением Головинского районного суда адрес от 25 августа 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 года решение оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03 ноября 2021 года решение от 25 августа 2020 года и апелляционное определение от 18 февраля 2021 года отменены, административное дело направить на новое рассмотрение в Головинский районный суд адрес.
Головинским районным судом адрес 28 апреля 2022 года постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель военного комиссариата адрес фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседании судебной коллегии административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что Плотников И.Г, паспортные данные, принят на воинский учет в объединенный военный комиссариат адрес 06 февраля 2008 года.
13 ноября 2009 года призывной комиссией муниципального адрес Плотникову И.Г. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01 апреля 2014 года в связи с обучением в Московской государственной юридической академии.
17 апреля 2015 года решением Призывной комиссии Плотникову И.Г. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 02 октября 2017 года в связи с обучением в аспирантуре.
18 мая 2018 года Плотников И.Г. достиг возраста 27 лет.
14 мая 2018 года Плотников И.Г. предоставил документы об окончании аспирантуры.
21 мая 2018 года решением Призывной комиссии муниципального адрес зачислен в запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года No 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Плотников И.Г. обратился с жалобой на указанное решение в призывную комиссию адрес.
Решением призывной комиссии адрес от 04 июля 2019 года жалоба фио оставлена без удовлетворения, а заключение призывной комиссии муниципального образования от 21 мая 2018 года ? без изменения.
Решение от 04 июля 2019 года обосновано тем, что Плотников И.Г. в период с 01 октября 2017 года по 01 января 2018 года оснований для отсрочки не имел, поскольку документов о сдаче кандидатских экзаменов и решения диссертационного совета о назначении даты и времени защиты квалификационной работы в военный комиссариат не представил.
Рассматривая дело, суд учел положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400, пришел к выводу, что призывной комиссией не представлены доказательства того, что в отношении фио с октября 2017 года и до достижения истцом возраста 27 лет (18 мая 2018 года) осуществлялись мероприятия по организации его призыва на военную службу - соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат административному истцу не направлялись, возложенные на органы военного учета и призывные комиссии полномочия по организации призывных мероприятий в отношении истца не осуществлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат в силу действующего законодательства у заявителя отсутствовала, поэтому удовлетворил требования.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, материалах дела. Суд правильно определилобстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему делу.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно пп. "а" п.1 ст.22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п.2 ст.22 указанного закона).
В силу ч.1 ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно абз.4 п.1 ст.10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пп. "г" п.50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете", граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
В соответствии с п.1.1 ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.1 и п.2, п.4 ст.23, ст.24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, в соответствии с которым при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.1 и п.2, пп. "в" п.3, п.4 ст.23 и ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п.34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Из указанного следует, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному п.1.1 ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" указано, что проведение мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в силу п.1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3 ст.26).
Согласно ст.31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п.2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы (п.4).
Согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N26-П "По делу о проверке конституционности п.1 ст.3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента адрес", вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663).
Федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
При этом, вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу.
Согласно п. 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Из вышеприведённого следует, что законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
В материалах дела отсутствуют доказательства о направлении административному истцу соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, учитывая, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала.
Кроме того, Плотников И.Г. в период с 01 октября 2014 года по 30 сентября 2017 года являлся аспирантом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Юго-Западный государственный университет" очной формы обучения по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция.
Решением Государственной экзаменационной комиссии от 22 сентября 2017 года Плотникову И.Г.присвоена квалификация "Исследователь. Преподаватель-исследователь", 29 сентября 2017 года выдан диплом об окончании аспирантуры N 104624 2847533.
После окончания обучения Плотниковым И.Г. представлена на рассмотрение квалификационная работа (диссертация на соискание ученой степени кандидата наук) по теме: "свобода заключения договора и пределы диспозитивности норм гражданского права".
На основании решения кафедры гражданского права ЮЗГУ от 09 октября 2017 года Плотникову И.Г. предоставлена возможность доработки материалов диссертационного исследования в период с 01 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года с сохранением права на отсрочку от призыва на военную службу сроком не более одного года после завершения обучения, т.е. до 01 октября 2018 года, что подтверждается справкой ЮЗГУ.
12 ноября 2017 года квалификационная работа (диссертация на соискание ученой степени кандидата наук) по теме: "Свобода заключения договора и пределы диспозитивности норм гражданского права" представлена на рассмотрение в части решения вопроса о возможности принятия ее к защите. По состоянию на 18 мая 2018 года работа находилась на рассмотрении, что подтверждается справкой ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет им. фио".
Из вышеприведенного следует, что в период с 01 октября 2017 года по 01 октября 2018 года (с учетом достижения 27-ми лет ? 18 мая 2018 года) Плотников И.Г. не мог подлежать призыву на военную службу.
Судебная коллегия отмечает, что в указанный период Плотников И.Г. неоднократно являлся в военный комиссариат на личный прием к начальнику отдела подготовки и призыва граждан на военную службу в целях решения вопроса об отсрочке в связи с защитой диссертации, однако никаких действий по призыву в отношении него не принималось.
Более того, в период c 01 апреля 2018 года по 18 мая 2018 года административный истец в военный комиссариат представил сведения о месте работы, а также дополнительные документы для уточнения данных. Весной 2018 года административным истцом получена повестка о явке 21 мая 2018 года в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета, получив которую административный истец явился в военный комиссариат.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), имелись.
Напротив, Плотников И.Г. доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Несогласие представителя административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Руководствуясь ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.