Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Шаутаевой М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе фио на решение Таганского районного суда адрес от 19 ноября 2021 года по административному делу по административному делу N 2а-215/2021 по административному исковому заявлению фио к призывной комиссии адрес, ОВК адрес о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Попов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным заключение призывной комиссии адрес от 26.04.2016 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С 22.06.2011 по 15.04.2019 он проходил службу в органах внутренних дел.
Считает, оспариваемое заключение незаконным, поскольку он не уклонялся от призыва на военную службу. При этом мероприятия, связанные с призывом на военную службу в отношении него надлежащим образом не проводились.
Решением Таганского районного суда адрес от 19 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе, административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом не дано надлежащей оценки приведенным в административном иске доводам. Кроме того, считает необоснованными выводы суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С 22.06.2011 по 15.04.2019 Попов А.А. проходил службу в органах внутренних дел.
С 01.07.2011 по 01.07.2014 Попов А.А. проходил очное обучение в аспирантуре ННОУ ВПО "Московский гуманитарный университет".08.01.2016 года ему исполнилось 27 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Попов А.А. извещался о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу
При этом суд первой инстанции критически отнесся предоставленному административным истцом акту экспертного исследования.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Так, согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" во взаимосвязи с п. 34 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования, соответствующее заключение призывной комиссии может быть принято в отношении граждан, которые не прошли военную службу по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), если такие обстоятельства имели место после 01 января 2014 года.
В Положении о призыве на военную службу указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. (п. 34).
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).
Согласно п. 2 ст. 31 указанного Федерального закона граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 31).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В материалы дела не представлено надлежащих доказательств, что в юридически значимый период времени мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца проводились должным образом.
В подтверждение того, что в отношении фио принимались меры по надлежащей организации призыва на военную службу администратвиным ответчиком представлены повестки 29.10.2014 (л.д.143) и 01.12.2015 (л.д. 59).
Факт вручения повесток, а также принадлежность ему подписей в корешках повесток административный истец отрицает.
Кроме того, согласно представленному административным истцом акту экспертного исследования от 08.10.2021, составленному ведущим государственным судебным экспертом ФБУ РФЦСЭ, производившего почерковедческое экспертное исследование, подписи от имени фио в копиях указанных корешков повесток выполнены иным лицом.
Кроме того, в корешке серии МТ N 77.15.00865 в части должностного лица, которое произвело оповещение указана фамилия фио, в то время как подпись проставлено от имени иного лица.
Аналогичные обстоятельства и в отношении корешка повестки серии МК N 1/3577
Результатов проверки обстоятельств вручения указанных повесток суду не представлено; проверки не проводилось.
Кроме того, заслуживают внимание обстоятельства, связанные с прохождением административным истцом службы в органах внутренних дел.
В соответствии с Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, проходящие службу в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава (п. 16).
Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.
Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков (п. 35).
При увольнении граждан со службы органы внутренних дел письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения (п. 36).
Руководители соответствующих органов внутренних дел представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах (п. 37).
Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты (п. 38).
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пп. "ж" п. 32).
Из изложенного следует, что в отношении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел осуществляется специальный воинский учет, а также определенный порядок оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов.
Несоблюдение указанных требований Положения о воинском учете не может вменятся в вину административному истцу.
Сведения о направлении повесток по месту прохождения службы отсутствуют.
При указанных обстоятельствах полагать о том, что в отношении административного истца надлежащим образом проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу отсутствуют.
Учитывая обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для вынесения в отношении фио оспариваемого заключения не имелось.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда адрес от 19 ноября 2021 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным заключение призывной комиссии адрес от 26.04.2016 года о признании фио не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.