Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Кунингас М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 01 апреля 2022 года по административному делу N 2а-644/2022 по административному исковому заявлению Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" к Минюсту России о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Ассоциация по содействию защите прав призывников, альтернативных служащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором ее представитель просил признать незаконным распоряжение Минюста России от 08.12.2021 года N 1381-р о включении Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование доводов представитель административного истца указывает на неправомерность включения Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поскольку для этого необходимо два условия: получение денежных средств от иностранной организации и участие в политической деятельности, в которой Организация не участвует.
Кроме того, полагает, что оспариваемое распоряжение принято на основании проверки, проведенной с грубыми нарушениями.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 01 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене решения суда, поскольку полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, о приведенным доводам не дано надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 08.12.2021 года N 1381-р Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Распоряжение издано на основании акта проверки, проведенной ГУ Минюста России по адрес в период с 08.11.2021 по 03.12.2021.
Поводом для проведения проверки послужило обращение гражданина о наличии в деятельности организации признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного.
В ходе проверки установлено, что деятельность организации непосредственно затрагивает такие сферы деятельности государства, как обеспечение законности и правопорядка, оборона страны, внешняя политика, деятельность государственных органов, а также законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
В частности, в публикациях приводятся предложения по изменению структуры и функций подразделений Министерства обороны и Главной военной прокуратуры, по изменению законодательства в области обороны, прохождению военной службы и организации деятельности органов государственной власти.
В публикациях приводятся критические суждения по вопросам участия Российской Федерации в международных организациях и осуществления Российской Федерации внешней политики.
ПВ ходе проверки проведен анализ материалов, размещенных в открытом доступе в сети "Интернет".
Кроме того, было установлено финансирование политической деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
Установлено поступление денежных средств от Общественной организации "Пермский региональный правозащитный центр", Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации "Гражданский контроль", Межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и Закон".
Установив указанные обстоятельства Минюст России обоснованно включил Правозащитную группу "Гражданин. Армия. Право" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Как указывалось Конституционным судом РФ политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
Из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на адрес;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
При этом формы политической деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществляемая Организацией деятельность подпадает под понятие политической.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений при проведении проверки.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не проверены судом или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда первой инстанции. Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с этим не могут повлечь его отмену.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 01 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 21.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.