Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Триполевой А.И., при секретаре Мельниковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2369/2023 по административному исковому заявлению Лебедевой Ольги Евгеньевны, Блохиной Веры Николаевны, Князевой Ольги Рамировны, Кузнецова Алексея Михайловича, Лебедевой Виталии Викторовны, Окуневой Ирины Владимировны, Шапуровой Александры Александровны, Юнь Олега Валерьевича, Величко Галины Сергеевны, Цеханович Натальи Юрьевны, Табиной Ольги Ивановны, Селезнева Владимира Павловича о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 13.10.2020 N1695-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк Покровское-Стрешнево",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 13 октября 2020 года принято постановление N1695-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево" и памятниках природы, расположенных в ее границах".
Как следует из преамбулы, постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Пунктом 2 постановления изменены границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево": исключены из ее состава участки территории общей площадью 2, 22 га и включены в ее состав участки территории общей площадью 2, 22 га.
Пунктом 3 постановления установлены границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево".
Названным постановлением также изменены границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево" (включены в ее состав участки территории общей площадью 49, 06 га) и утверждены Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" и об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево".
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать недействующими пункты 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 13 октября 2020 г. N 1695-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево" и памятниках природы, расположенных в ее границах".
Определением Московского городского суда от 23 января 2023 года административные дела по искам Лебедевой Ольги Евгеньевны, Окуневой Ирины Владимировны, Шапуровой Александры Александровны, Селезнева Владимира Павловича, Блохиной Веры Николаевны, Величко Галины Сергеевны, Табиной Ольги Ивановны, Лебедевой Виталии Викторовны, Юня Олега Валерьевича, Кузнецова Алексея Михайловича, Князевой Ольги Рамировны, Цеханович Натальи Юрьевны объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
В обосновании заявленных требований ссылаются на то, что у Правительства Москвы отсутствуют полномочия на принятие нормативных правовых актов об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также тем, что нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта - не получены необходимые согласования, не проведена государственная экологическая экспертиза, проект не выносился на публичные слушания или на общественное обсуждение.
Также административные истцы ссылаются на несоответствие оспариваемого постановления Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закону города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и указывают на нарушение их права на благоприятную окружающую среду.
Административные истцы в судебное заседание не явились, их представители заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители Правительства Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы возражали против удовлетворения административных исковых требований по доводам представленных письменных возражений.
Представители Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в судебное заседание не явились, о дате и месте слушания дела извещены своевременно.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территорий, а также определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 8, 8.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ приведены категории особо охраняемых природных территорий, при этом пунктом 3 статьи 2 закреплено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Пунктом "в" части 1 статьи 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" предусмотрена такая категория особо охраняемой природной территории в городе Москве, как природно-исторический парк. Частью 5 этой же статьи 2 установлено, что природно-исторические парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Памятники природы, в свою очередь, согласно пункту 5 статьи 2 и пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении; объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом "е" части 1 статьи 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" предусмотрена такая категория особо охраняемой природной территории в городе Москве, как памятник природы. Частью 4 статьи 2 установлено, что памятники природы могут федерального, регионального значения.
Таким образом, законодательством предусмотрены такие виды особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве, как природно-исторические парки и памятники природы.
На основании пункта 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся решение городских вопросов природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" и части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьей 15 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, обеспечивает создание эффективных правовых и экономических механизмов регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды в целях стимулирования рационального природопользования, координирует деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также осуществляет иные полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы отнесено утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий.
Частью 1 статьи 11 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 установлено, что положение об особо охраняемой природной территории регионального значения утверждается Правительством Москвы.
Согласно части 2 статьи 53 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Москвы.
Из изложенного следует, что утверждение и изменение границ, а также режимов регулирования градостроительной деятельности особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве, которыми являются как природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", так и памятники природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" и "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", относятся к компетенции Правительства Москвы.
Кроме того, Верховным Судом Российской Федерации в определении от 3 апреля 2013 года N 5-АПГ13-7 сделан вывод о том, что органы власти субъекта Российской Федерации не лишены возможности принимать не только решения о создании особо охраняемых природных территорий, но и принимать решения об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории.
Таким образом, доводы административных истцов об отсутствии у Правительства Москвы полномочий на изменение границ особо охраняемой природной территории регионального значения и о противоречии оспариваемого постановления Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Закону г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" являются необоснованными.
Суд также считает несостоятельным довод административных истцов об отсутствии у Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы полномочий на разработку оспариваемого постановления.
Согласно пункту 4.1 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП, Департамент разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе, об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Как указывалось выше, согласно подпункту "а" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установлено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет компетенцию органа, принявшего соответствующий акт, а не компетенцию органа, разрабатывавшего проект такого акта.
Согласно части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
На основании пункта 2 части 3 статьи 4 Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" от 8 июля 2009 г. N 25 постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Частью 3 статьи 52 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" предусмотрено, что проекты документов, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
В соответствии с пунктом 4 раздела III Положения о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 мая 2000 г. N 399 "О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы", изменение границ и режима особой охраны территорий, занимаемых родниками - памятниками природы регионального значения, осуществляется Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.
Проект оспариваемого постановления был разработан и представлен на рассмотрение Правительства Москвы руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Как следует из пояснительной записки к проекту оспариваемого постановления, подписанной руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, проект правового акта соответствует основным направлениям деятельности Правительства Москвы в сфере охраны окружающей среды и не противоречит федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, требования части 3 статьи 52 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и пункта 4 раздела III Положения о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 мая 2000 г. N 399 "О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы", соблюдены.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения об изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Соответственно, в части утверждения новых схем и таблиц режимов особой охраны оспариваемое постановление подлежало согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, поскольку это являлось изменением режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219, установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Письмом от 10 июня 2020 года N 09-15-29/14305 Минприроды России согласовало проект оспариваемого постановления.
Оспариваемое постановление подписано Мэром Москвы (в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы").
Согласно части 2 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с части 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) официальным опубликованием правовых актов Правительства Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оспариваемое постановление опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 44, том 1, от 27 октября 2020 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта.
Суд считает несостоятельным довод административных истцов о том, что по проекту оспариваемого постановления должны были быть проведены публичные слушания или общественное обсуждение.
Согласно части 1 статьи 9 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" публичные слушания проектов нормативных правовых актов проводятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Соответственно, публичные слушания по проектам постановлений Правительства Москвы проводятся только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством или законодательством города Москвы.
Какой-либо федеральный закон или закон города Москвы, который бы предусматривал необходимость проведения публичных слушаний по проекту нормативного правового акта об установлении, изменении границ особо охраняемой природной территории регионального значения и (или) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории регионального значения, отсутствует.
Согласно части 2 статьи 9 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 по решению органов государственной власти (должностных лиц), к компетенции которых отнесены разработка или принятие (издание) соответствующих нормативных правовых актов, может проводиться общественное обсуждение их проектов.
Таким образом, частью 2 статьи 9 указанного Закона предусмотрено право, а не обязанность органа власти провести общественное обсуждение проекта разрабатываемого нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, по проекту оспариваемого постановления не требовалось обязательного проведения ни публичных слушаний, ни общественного обсуждения.
Ссылка административных истцов на статью 13 Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" также не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления.
Согласно части 3 указанной статьи в органах государственной власти по всем проектам правовых актов проводятся лингвистическая и правовая экспертизы. Антикоррупционная экспертиза проводится в случаях, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом. Иные виды экспертиз проводятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также по решению органа государственной власти (должностного лица).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о Правовом управлении Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 февраля 2009 года N 113-ПП, Правовое управление Правительства Москвы проводит экспертизу проектов правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы на предмет их соответствия федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам города Москвы, Регламенту Правительства Москвы, а также осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов города Москвы на предмет наличия в них норм и положений, допускающих произвольное применение правовых актов.
Проект оспариваемого постановления согласован начальником Правового управления Правительства Москвы, что подтверждает проведение правовой и антикоррупционной экспертизы данного проекта. Проведение иных экспертиз по проекту оспариваемого постановления каким-либо законом не предусмотрено.
Что касается довода административных истцов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы по проекту оспариваемого постановления, суд отмечает следующее.
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня перечислены в статье 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Судом отклоняется ссылка административных истцов на подпункт 1 указанной статьи, согласно которому объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое постановление отвечает всем признакам нормативного правового акта, указанным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", не устанавливает нормативов качества окружающей среды и, соответственно, не является нормативно-техническим документом.
Суд также находит несостоятельной ссылку административных истцов на подпункты 4 и 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ, поскольку данные подпункты на момент принятия оспариваемого постановления утратили силу.
Таким образом, проект правового акта об установлении, изменении границ и (или) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории регионального значения объектом государственной экологической экспертизы согласно статье 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ не является, в связи с чем, проведение государственной экологической экспертизы по проекту оспариваемого постановления не требовалось.
Суд не может согласиться с доводом административных истцов о необходимости согласования проекта оспариваемого постановления с органами государственной власти, указанными в пункте 23 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138.
Оспариваемым постановлением изменяются и устанавливаются границы самих особо охраняемых природных территорий регионального значения, а не их охранных зон. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий оспариваемым постановлением не создаются, не изменяются и не прекращаются.
Таким образом, в отношении оспариваемого постановления не требовалось получение согласований органов власти, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138.
Согласно статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является одним из видов зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Таким образом, установление охранных зон предусмотрено указанным Федеральным законом в отношении конкретных категорий особо охраняемых природных территорий. Природно-исторические парки к таким категориям Федеральным законом не отнесены.
Памятники природы регионального значения в городе Москве, в свою очередь, согласно части 3 статьи 24 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.
Памятники природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" и "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального значения иной категории - природно-исторического парка "Покровское-Стрешнево".
Как следует из пункта 20 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138, охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
Из изложенного следует, что установление охранной зоны на территории, прилегающей к памятнику природы регионального значения, расположенного в границах иной особо охраняемой природной территории, в отношении которой, в свою очередь, установлены режимы особой охраны, не требуется.
Суд отклоняет ссылку административных истцов на постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 803-ПП "Об утверждении Порядка образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве".
Как природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", так и памятники природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" и "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" указаны в Перечне существующих особо охраняемых природных территорий по административным округам города Москвы, утвержденном Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N 37 "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве".
Таким образом, все указанные в оспариваемом постановлении особо охраняемые территории существуют уже более 15 лет, какие-либо новые особо охраняемые природные территории оспариваемым постановлением не образуются, в связи с чем, постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 803-ПП в настоящем деле применению не подлежит.
Частью 2 статьи 54 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" закреплено, что изменение границ особо охраняемых природных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий.
Оспариваемым постановлением предусмотрено включение в состав особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево" участков территории общей площадью 49, 06 га (пункт 1), исключение из состава особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" участков территории общей площадью 2, 22 га и включении в ее состав участков территории общей площадью 2, 22 га (пункт 2), а также установление границ особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" (пункт 3).
Таким образом, показатели баланса особо охраняемых природных территорий соблюдены.
Суд отмечает, что все участки территории, исключенные пунктом 2 оспариваемого постановления из состава памятника природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", не теряют своего природоохранного статуса, поскольку остаются в границах иных особо охраняемых природных территорий регионального значения:
- участок площадью 1, 76 га - в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения "Памятник природы "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" и "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", - остальные участки - в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево".
При этом согласно части 3 статьи 24 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" памятники природы могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.
Приложением 5 к оспариваемому постановлению утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", в том числе, зонирование памятника природы (функциональная зона заповедного участка), режимы охраны и использования памятника природы.
Приложением 6 к оспариваемому постановлению утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", в том числе, зонирование памятника природы (функциональная зона заповедного участка), режимы охраны и использования памятника природы.
Функциональное зонирование (зона "заповедные участки") и режимы особой охраны указанных памятников природы идентичны.
В частности, оспариваемым постановлением в отношении указанных заповедных участков запрещается:
- любая хозяйственная деятельность, не направленная на сохранение биоразнообразия, обеспечение устойчивого функционирования природных экосистем;
- строительство дорожно-тропиночной сети и дорожной сети;
- разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы;
- складирование строительных и горючих материалов и устройство стоянок машин и автомобилей вне специально отведенных мест;
- использование искусственного освещения территории;
- выгул собак в границах заповедных участков особо охраняемой природной территории;
- заливка катков на любых видах газонов, под древесными насаждениями;
- применение солей в качестве противогололедных средств;
- использование земель для садоводства и огородничества;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;
-подвешивание на деревьях гамаков, качелей, веревок для сушки белья, забивание в стволы деревьев гвоздей, прикрепление рекламных щитов, электропроводов, электрогирлянд из лампочек, флажковых гирлянд, колючей проволоки и других ограждений, которые могут повредить деревьям;
- проведение работ, в том числе по уходу за территорией, меняющих вертикальную и горизонтальную структуру ландшафтов, способных к самовосстановлению и устойчивому функционированию;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу города Москвы или являющихся редкими на особо охраняемой природной территории;
- уничтожение прибрежных ландшафтов с околоводной и прибрежной растительностью, местами обитания и гнездования волной и водоплавающей фауны;
- вытаптывание травяного покрова (луговой растительности, газонов и иной растительности) и складирование на нем строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и других предметов;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории;
- обрезка нижних ветвей, кроме случаев опасного нависания ветвей над проезжей и пешеходной частями дорог, кронирование деревьев независимо от их возраста;
- добыча из деревьев сока, смолы, нанесение надрезов, надписей и других механических повреждений;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
- размещение подъездных путей и мест для установки подъемных кранов в зонах, занятых зелеными насаждениями, нарушение установленных ограждений деревьев;
- посадка деревьев и кустарников, являющихся интродуцентами;
- побелка деревьев;
- сгребание и удаление опавшей листвы, удаление отпада (упавших стволов, ветвей, вывалов корней);
- подкормка деревьев и кустарников органическими удобрениями;
- подкормка деревьев и кустарников минеральными удобрениями;
умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- каптирование родников природоподобными и искусственными материалами;
- безвозвратное уничтожение незагрязненного плодородного слоя почвы.
В связи с изложенным доводы административных истцов об упразднении статуса заповедной зоны в отношении памятника природы "Родники в долине реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево" и о противоречии в связи с этим оспариваемого постановления статье 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела не нашли, в связи с чем являются несостоятельными и судом отклоняются.
В части довода административных истцов о несоответствии оспариваемого постановления подпункту 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" суд отмечает следующее.
Категория земель участков территории, исключенных из памятника природы "Долина реки Химки в природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", не меняется не только в связи с тем, что эти участки остаются в составе иных особо охраняемых природных территорий, но и в связи с тем, что все земельные участки в границах города Москвы относятся к категории земель населенных пунктов.
Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с частью 12 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Таким образом, категория земель данных участков территории ("земли населенных пунктов") оспариваемым постановлением не меняется и изменена быть не может, поскольку это возможно только путем изменения границ города Москвы.
Ссылка административных истцов на часть 1 статьи 43 и на часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является несостоятельной, поскольку оспариваемое постановление имеет иной предмет правового регулирования.
Часть 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ устанавливает, в каком случае осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка.
Часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ касалась вопроса уточнения границ земельного участка при подготовке межевого плана. При этом данная норма признана утратившей силу с 1 июля 2022 года
Таким образом, указанные нормы не регулируют вопросы изменения или установления границ особо охраняемых природных территорий.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, поскольку оспариваемы нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением процедуры принятия и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лебедевой Ольги Евгеньевны, Блохиной Веры Николаевны, Князевой Ольги Рамировны, Кузнецова Алексея Михайловича, Лебедевой Виталии Викторовны, Окуневой Ирины Владимировны, Шапуровой Александры Александровны, Юнь Олега Валерьевича, Величко Галины Сергеевны, Цеханович Натальи Юрьевны, Табиной Ольги Ивановны, Селезнева Владимира Павловичао признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 13.10.2020 N1695-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк Покровское-Стрешнево" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.