Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2608/2023 по административному исковому заявлению ООО "ОКТАН ПЛЮС АЛЬФА" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 07 сентября 2022 года, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил
- признать незаконным Решение ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 07 сентября 2022 года N 427/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, --- по состоянию на 01 января 2021 года, - обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" обеспечить исправление допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2021 года в порядке, предусмотренной статьей 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 5 739 578 000 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, ---, уплата налога на имущество в отношении данного объекта недвижимости осуществляется исходя из его кадастровой стоимости. В 2021 году ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" провело на территории города Москвы государственную кадастровую оценку всех видов объектов недвижимости на основании Приказа Департамента городского имущества города Москвы от 15 января 2020 года N 5. По результатам проведенной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости административного истца установлена в размере 10 811 110 852 рублей. Не согласившись с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился в ГБУ с заявлением об исправлении ошибки, 07 сентября 2022 года ГБУ вынесено решение, которым отказало в удовлетворении заявления с указанием на то, что ошибок не выявлено. Административный истец с вынесенным решением не согласен. При определении государственной кадастровой оценки объект недвижимости был отнесены ГБУ к подгруппе 15.8. "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", однако для расчета не была использована стоимость объекта недвижимости на 01 января 2018 года, установленная решением Московского городского суда от 06 июля 2020 года по результатам проведенной судебной экспертизы в размере 5 739 578 000 рублей. По мнению административного истца, при отнесении объекта недвижимости к указанной оценочной подгруппе ГБУ следовало учесть стоимость объекта недвижимости на 01 января 2018 года, установленную решением Московского городского суда по результатам проведенной судебной экспертизы как наиболее близкую к стоимости на 01 января 2021 года исходя из тенденций рынка недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Представитель Департамента городского имущества города Москвы полагал необходимым в удовлетворении иска отказать.
Изучив административное исковое заявление, возражение на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 данного Закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи).
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, ---. При определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года он был отнесен в подгруппу 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства". Учреждением использован способ индивидуальной оценки в рамках затратного подхода, основанного на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости с использованием метода, основанного на индексации иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства. При определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года метод индексации в рамках сравнительного подхода, закрепленный в главе VII Методических указаний "Определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости с применением методов массовой оценки", в отношении указанного объекта не применялся. Использовался затратный подход в рамках индивидуального расчета (глава VIII Методических указаний).
Согласно пункту 8.5. Методических указаний оценка сооружений преимущественно проводится с использованием затратного подхода. Возможно использование доходного и сравнительного подходов, однако при этом следует учитывать возможное влияние на результат расчета в том числе движимого имущества, а также объектов, которые могут быть самостоятельными объектами кадастрового учета, в том числе земельных участков.
Таким образом, определение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 01 января 2021 года с использованием в качестве исходных данных величины рыночной стоимости, ранее определенной в отчете об оценке на 01 января 2016 года, который принят Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 23 января 2018 года для определения кадастровой стоимости объекта на 01 января 2016 года, и проиндексированной по состоянию на 01 января 2018 года (индекс изменения цен составил 1, 08) и 01 января 2021 года (индекс изменения цен составил 1, 0837), не противоречит требованиям действующего законодательства.
В статье 4 Закона N 237-ФЗ определены принципы проведения государственной кадастровой оценки, согласно которым государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Из административного искового заявления не усматривается, каким нормативным правовым актам не соответствует решение ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний при проведении государственной кадастровой оценки для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Из содержания вышеназванного пункта следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок. В связи с этим применение Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости отчета об оценке, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года с ее последующей индексацией не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки. Обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки Учреждением были использованы недостоверные сведения, при рассмотрении данного административного дела не установлено.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как указал административный ответчик, в производстве Московского городского суда находится административное дело N ---, в рамках которого оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года, в материалы дела представлено экспертное заключение от 30 ноября 2022 года, выполненное ФБУ "Российский Федеральный Центр Судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере 9 386 684 000 рублей, что соответствует логике установления кадастровой стоимости на 01 января 2021 года, в связи с чем суд находит оспариваемое решение законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения административных исковых требований нет. Также суд не находит оснований для вынесения в адрес учреждения частного определения, как об этом заявлено истцом, поскольку проверенное в рамках настоящего административного дела решение уполномоченного органа является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "ОКТАН ПЛЮС АЛЬФА" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 07 сентября 2022 года, обязании устранить допущенное нарушение.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.