Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А. с участием прокурора Мещерякова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2719/2023 по коллективному административному исковому заявлению Андреевой Натальи Петровны, Абдуллиной Елены Юрьевны, Абашиной Екатерины Геннадьевны, Абрамова Анатолия Яковлевича, Авдеева Ивана Николаевича, Автосюк Михаила Михайловича, Белова Дмитрия Вячеславовича, Беловой Натальи Владимировны, Борзунова Александра Павловича, Бувина Михаила Викторовича, Брежнева Павла Васильевича, Безуглова Дмитрия Константиновича, Беляева Константина Александровича, Веретиной Татьяны Андреевны, Воропаевой Надежды Борисовны, Ветровой Ольги Ивановны, Воробьева Валерия Ивановича, Вакулича Михаила Борисовича, Горячевой Галины Анатольевны, Горчакова Ильи Андреевича, Грачева Вячеслава Ивановича, Габарта Ирины Владимировны, Гордеева Анатолия Дмитриевича, Гронской Татьяны Васильевны, Деулиной Татьяны Вячеславовны, Дмитриевой Оксаны Николаевны, Добробог Алексея Сергеевича, Добробог Вадима Алексеевича, Еланцева Александра Васильевича, Ермилова Дениса Сергеевича, Жучковой Елены Викторовны, Жабина Ивана Анатольевича, Земцовой Ольги Евгеньевны, Захарьянц Владлена Георгиевича, Захарьянц Георгия Арташесовича, Илюхиной Екатерины Михайловны, Кондакова Евгения Николаевича, Кухарского Андрея Васильевича, Козырь Валентина Максимовича, Карпова Николая Дмитриевича, Королева Николая Сергеевича, Карпухина Андрея Олеговича, Козловой Елены Ивановны, Колодяжного Юрия Алексеевича, Королевой Ирины Михайловны, Кочетовой Нэлли Алексеевны, Калита Аксиньи Георгиевны, Калита Владимира Сергеевича, Капина Марины Афанасьевны, Колковой Гульнары Мансуровны, Кудинова Александра Кирилловича, Ломова Евгения Владимировича, Лиходькиной Ирины Юрьевны, Луниной Марины Николаевны, Ларионовой Людмилы Валентиновны, Лазарева Алексея Валерьевича, Мацюк Константина Виталиевича, Макеева Анатолия Денисовича, Матвеева Алексея Николаевича, Марычева Владимира Ильича, Музалева Василия Ивановича, Малеевой Аллы Егоровны, Мартьяновой Галины Геннадьевны, Машуниной Нины Михайловны, Меркулова Михаила Евгеньевича, Мирошниченко Натальи Эдуардовны, Николаева Андрея Геннадьевича, Новосела Александра Павловича, Новикова Александра Сергеевича, Нагайцева Игоря Николаевича, Оленина Олега Вячеславовича, Овинниковой Светланы Сергеевны, Поповой Анны Андреевны, Песляк Виталия Афанасьевича, Панькова Дмитрия Фатеевича, Продан Николая Михайловича, Поляк Михаила Израилевича, Продан Юрия Михайловича, Потапова Василия Николаевича, Рожковой Марии Павловны, Рыжковой Екатерины Юрьевны, Сидорук Владимира Хрисановича, Самокрик Татьяны Ивановны, Самодумской Любови Викторовны, Сорока Валентины Николаевны, Султанова Ворошила Афтаповича, Суховой Надежды Петровны, Смирнова Андрея Владимировича, Соломаткина Валерия Алексеевича, Староверовой Анны Петровны, Староверова Юрия Геннадьевича, Стрекозова Александра Васильевича, Савостина Александра Валерьевича, Смекалиной Ольги Александровны, Турчанова Владимира Алексеевича, Томашевской Светланы Николаевны, Тутеевой Антонины Викторовны, Фролова Алексея Николаевича, Федярина Анатолия Григорьевича, Цыгановой Ольги Игоревны, Шустрова Александра Борисовича, Щербакова Федора Владимировича, Эггерта Владимира Людгововича, Якушенко Надежды Андреевны, Черняка Иосифа Матвеевича, Афониной Светланы Александровны, Бакланова Николая Ивановича, Ляшенко Александра Евгеньевича, Бадехина Юрия Владимировича, Бажанова Евгения Геннадьевича, Клячиной Ольги Михайловны, Батурина Анатолия Федоровича, Лукина Андрея Геннадьевича, Козлова Николая Сергеевича, Селиверстова Андрея Вадимовича, Лысенко Татьяны Викторовны, Сырникова Сергея Александровича, Лавринович Ольги Юрьевны, Гераськина Михаила Васильевича, Шайнкмана Валерия Григорьевича, Иванова Вадима Сергеевича, Турчанова Владимира Алексеевича, Бакланова Николая Ивановича, Бутучел Алексея Григорьевича, Ходателева Евгения Евгеньевича
об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьями 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, Правительством Москвы принято постановление 02.11.2012 N614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" (вместе с "Перечнем объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению").
Пункт 3.2 Приложения 1 к постановлении. Правительства Москвы N 614-ПП сформулирован следующим образом:
"3.2. Документы, являющиеся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства:
- действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении;
- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;
- действующий договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте;
- действующий договор на размещение таксофона в месте, установленном схемой размещения таксофонов на территории города Москвы;
- действующее уведомление о включении места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов)".
С учетом уточнения административного иска, истцы просили признать недействующими со дня вступления в силу ФЗ от 05 апреля 2021 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" пункт 3.2 Приложения 1 к постановлению в части, в которой оно не допускает как использование гражданами государственных земель и земельных участков для размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, возведенных до вступления в силу ФЗ от 05 апреля 2021 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", так и в части, в которой оно не допускает размещение в границах государственных земель и земельных участков на территории субъекта РФ - города федерального значения Москва гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, возведенных гражданами до вступления в силу ФЗ от 05 апреля 2021 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" Правительством Москвы принято Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП
"О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" (вместе с "Порядком размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", "Порядком организации и проведения аукционов на право заключения договора на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства", "Порядком разработки, согласования и утверждения проекта размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства").
Названным постановлением утверждены: Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (приложение 1), Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства (приложение 2), Порядок разработки, согласования и утверждения проекта размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства (приложение 3).
С учетом уточнения административного иска, истцы просили признать недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 05 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" пункт 5 Приложения 1 в части, в которой оно не допускает размещение на территории субъекта РФ - города федерального значения Москва в границах государственных земель и земельных участков гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, возведенных на государственных землях и земельных участках, до вступления в силу Федерального закона от 05 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
В обоснование административного иска указано, что истцы являются жителями Лосиноостровского района города Москвы, владельцами гаражей, которые являются некапитальными сооружениями. Гаражи расположены на государственных землях и возведены до вступления в силу ФЗ от 05 апреля 2021 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Земельные участки, в границах которых возведены гаражи, свободны от земельно-правовых отношений. Как указано в административном иске, ссылаясь на положения оспариваемых нормативных правовых актов, органы государственной власти города Москвы намереваются освободить земельные участки от некапитальных сооружений административных истцов. По мнению административных истцов, оспариваемые нормативные правовые акты, вступают в противоречие с актами федерального законодательства, в частности, с Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Интересы административных истцов по административному иску представлял Алымов А.В, что следует из текста искового заявления. Алымов А.В. в судебном заседании доводы коллективного административного иска поддержал в полном объеме. Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения административного иска возражали, представили письменные пояснения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениями статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3-х месяцев.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Указанные положения нашли свое отражение и в законодательстве города Москвы.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей.
В силу части 3 статьи 20 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Из части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" следует, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 1 статьи 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктами 2, 13 статьи 11, пунктом 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществляет управление в области земельных отношений, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
В соответствии со статьей 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13".
Постановление от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", подписаны Мэром Москвы, официально опубликованы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемые Постановления и приложения к ним введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Проверяя доводы административного иска о том, что оспариваемые нормативные правовые акты вступают в противоречие с актами федерального законодательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом.
Подпунктами 2, 3 пункта 1, подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Федеральный закон от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносит изменения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с таким видом имущества, как гаражи: создание, оформление прав на них и земельные участки под ними, а также легализация уже существующих гаражей. Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс РФ дополнен новыми положениями.
Так, статьей 6 Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Положения введенной нормы распространяются на объекты гаражного назначения, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть, до 30 декабря 2004 года, что следует из статьи 6 Закона. Вместе с тем, под действие Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подпадают самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажных домах и офисных комплексах, а также гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N79-ФЗ).
Административные истцы ссылаются на положения ч. 1 ст. 39, ст.36.1 Земельного кодекса РФ, согласно которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 39.36-1 ЗК РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
В силу п. 2 ст. 10 ЗК РФ город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право субъектов РФ на разработку и утверждение схемы расположения некапитальных гаражей. Законодательно установленная обязанность по разработке и утверждению схемы расположения некапитальных объектов для субъектов РФ отсутствует.
Кроме того, положения Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут распространяться на административных истцов, поскольку, как указано административным ответчиком, гаражные боксы являются объектами самовольного строительства.
Проверяя доводы административного иска, суд не может согласиться с доводами административных истцов о том, что оспариваемые ими положения пункта 5 постановления Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" не соответствуют требованиям закона и нарушают права административных истцов. Так, из текста оспариваемого постановления усматривается, что имеющиеся в нем нормы регулируют отношения, связанные с размещением на территории города Москвы объектов благоустройства (элементов благоустройства территории). При этом некапитальные сооружения административных истцов, как видно из текста постановления, не относятся к объектам благоустройства.
Пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Гаражные боксы элементами благоустройства не являются, следовательно, вопреки доводам административного иска, постановление Правительства Москвы от 13.11.2012
N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" не может нарушать права административных истцов. Правовых оснований для распространения действия постановления на некапитальные сооружения административных истцов, как об этом указано в иске, суд не находит.
Также суд не может согласиться с доводами административных истцов о несоответствии требованиям федерального законодательства пункта 3.2 Положения к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012
N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов".
Оспариваемой нормой установлен перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Как указал административный ответчик, некапитальные гаражи для автомобилей, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами _______ на автостоянке по адресу: г. Москва, ул. _____ являются незаконно размещенными, что установлено вступившим в законную силу решением Бабушкинского районного суда города Москвы от 27.08.2021 года.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ самовольное использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, представляет собой правонарушение, которое защищается в предусмотренном порядке.
Пунктом 6 статьи 4 Закона города Москвы N 48 от 19.12.2007 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры аренды; этими же договорами устанавливаются и условия использования земельных участков (статья 8 названного Закона города Москвы).
Согласно п. 2.2.9 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" Префектура принимает в установленном порядке необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе. Как указал административный ответчик, решением Бабушкинского районного суда города Москвы от 27.08.2021 года установлено, что у административных истцов отсутствуют правовые основания для использования земельного участка под размещение гаражных боксов. С учетом изложенного, пункт 3.2. Положения к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" не может нарушать права административных истцов, поскольку предусматривает перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, которые не являются самовольно возведенными.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 мая 2022 года N 1133-О применительно к вопросу о демонтаже металлических гаражей граждан, размещенных без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами документов на земельных участках публичной собственности, указал, что закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.
Установление перечня, предусмотренного пунктом 3.2 Положения к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, находится в пределах дискреционных полномочий органов государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москва, не противоречит актам федерального законодательства и не нарушает права административных истцов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые административными истцами нормативные положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; принимая во внимание, что оспариваемые постановления приняты Правительством Москвы в пределах соответствующей компетенции, без нарушения прав и свобод административных истцов; постановления Правительства Москвы в установленном порядке доведены до сведения неопределенного круга лиц, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.