Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре Мельниковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2852/2023 по административному исковому заявлению Дацко Сергея Николаевича о признании незаконным отказа Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, обязании установить кадастровую стоимость,
УСТАНОВИЛ:
Дацко С.Н. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа ГБУ "Центр имущественных платежей" от 23 сентября 2022 года N 02-8129/22-1
в пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 4 741, 8 кв.м с кадастровым номером 77:10:0002001:1009, расположенного по адресу: г. Москва, пр-кт Панфиловский, дом 1, с учетом исправления методологической ошибки, связанной с некорректным определением оценочной группы и проведением индексации на + 8, 4 % в отношении вышеназванного объекта недвижимости; возложении на ответчика обязанности установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002001:1009 в размере 175 330 562, 12 рублей по состоянию на 01 января 2021 года.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанного нежилого здания.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N51520
"Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве" по состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость нежилого здания определена в размере 246 530 497, 04 рублей.
Административный истец полагает, что при определении указанной кадастровой стоимости административным ответчиком была допущена
ошибка, в связи с чем он обратился с заявлением об исправлении допущенной методологической ошибки, связанной с некорректным определением оценочной группы и индексацией кадастровой стоимости, на которое 23.09.2022 получен отказ.
Административный истец считает отказ незаконным, поскольку
в соответствии с подпунктом 4 пункта 7.2, пункта 7.2.4, пункта 8.6 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания), при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости должен применяться метод индексации прошлых результатов.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Департамента городского имущества города Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей " просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москвев судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
Судом установлено, что Дацко С.Н. на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 4741, 8 кв.м с кадастровым номером 77:10:0002001:1009, расположенное по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, пр-кт Панфиловский, д. 1.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2021 года утверждена в размере 246 530 497, 04 рублей.
Вступившим 17 декабря 2020 года в законную силу решением Московского городского суда от 3 сентября 2020 года по делу N 3а-3834/2020, по состоянию на 1 января 2018 года установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002001:1009 в размере его рыночной стоимости, равной 161 744 061 рублей.
Административный истец 2 сентября 2020 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорного здания.
В ответе ГБУ "Центр имущественных платежей" от 23 сентября 2022 года административному истцу был разъяснен порядок обращения
с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, поскольку заявление административного истца
не соответствовало требованиям, установленным Федеральным законом
N 237-ФЗ и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 N П/0286 "Об утверждении
формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости".
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки
в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития
России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания, определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных
для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости
на открытом и конкурентном рынке.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования;
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости;
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС);
4) метод индексации прошлых результатов.
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Методические указания не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов при определении кадастровой стоимости на новый период.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных
для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства данных объектов недвижимости), в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Как пояснил в судебном заседании представитель ГБУ "Центр имущественных платежей", информация о методике расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, отнесенных к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", отражена в разделе 3.8.1 Тома 4 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021".
С учетом и во исполнение вышеуказанных положений Методических указаний удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) объектов данной подгруппы определен методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индекса изменения цен в размере + 8, 4 %, определенного в целом по виду объектов недвижимости.
Следовательно, при определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2021 использовался метод индивидуального расчета, который предполагает в качестве исходных данных для установления кадастровой стоимости возможность использования результатов иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства данных объектов недвижимости), в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Метод индексации прошлых результатов, в том числе с использованием кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года
в размере 204 617 252, 66 рублей, как на то необоснованно ссылается административный истец, при определении оспариваемой кадастровой стоимости, не применялся, что соответствует положениям Методических указаний.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Дацко С.Н. следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Дацко Сергея Николаевича о признании незаконным отказа Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002001:1009, обязании установить кадастровую стоимость отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.