Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А. с участием прокурора Триполевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 3500 /202 3 по административному исковому заявлению Стецюка Николая Алексеевича о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы",
УСТАНОВИЛ:
03 ноября 2004 года принят Закон города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы". В настоящее время Закон действует в редакции от 11.11.2020 года.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Тверская, 13", N 146, 07.12.2004, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 08.12.2004, "Ведомости Московской городской Думы", 28.12.2004, N 12, ст. 299.
Из преамбулы Закона следует, что он на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы.
Стецюк Николай Алексеевич (далее - административный истец) обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" в части устанавливающей порядок реализации права на бесплатный проезд на городском транспорте ветеранов боевых действий, как исключающий право бесплатного проезда граждан Российской Федерации - ветеранов боевых действий не проживающих в г. Москва, ввиду не соответствия законодательству Российской Федерации.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец, не являясь жителем города Москвы, не смог реализовать свое право на бесплатный проезд в городском транспорте. Как указал административный истец, он является ветераном боевых действий, имеет право на соответствующие льготы, нормы оспариваемого Закона противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, Федеральному закону "О ветеранах", Постановлению Правительства РФ от 01 октября 2020 года N 1586, Распоряжению Правительства РФ от 22 мая 2008 года N 732-р.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, судебное извещение получил. Представитель Московской городской Думы, представитель Мэра Москвы в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего в момент принятия Закона города Москвы N 70) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ " Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
В соответствии со статьей 12 Устава города Москвы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Принятие законов города Москвы в силу статьи 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что принятие оспариваемого Закона города Москвы N 70 входило в компетенцию законодательного органа субъекта Российской Федерации - Московской городской Думы.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона N 184-ФЗ (действующий в период принятия и статьям 33 и 35 Устава города Москвы Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (города Москвы) и принимает законы города Москвы по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Статьями 7 и 8 Федерального закона N 414-ФЗ Московская городская Дума является представительным и единственным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8, подпунктом "б" пункта 7 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ, частью 2 статьи 5, подпунктом 3 пункта 2 статьи 41 Устава города Москвы оспариваемый Закон города Москвы, принятый Московской городской Думой, подписан Мэром Москвы, являющимся высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы. Аналогичные положения содержатся и в статьях 13, 25 Федерального закона N 414-ФЗ.
Из части 1 статьи 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" следует, что официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оспариваемый Закон города Москвы N 70 был подписан Мэром Москвы и официально опубликован в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", 08.12.2004, N 68, "Тверская, 13", 07.12.2004, N 146, "Ведомости Московской городской Думы", 28.12.2004, N 12, начало действия документа с 1 января 2005 года.
Таким образом, оспариваемый административным истцом Закон города Москвы N 70 подписан Мэром Москвы, официально опубликован и введен в действие в установленном порядке. Кроме того, административный истец не оспаривает тот факт, что Закон города Москвы N 70 был принят и введен в действие в установленном законом порядке.
Проверяя доводы административного истца о противоречии положений Закона города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" нормативным правовым актам большей юридической силы, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 01.01.2005г, отдельным категориям ветеранов боевых действий, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах, было предоставлено, в том числе, право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения Закона о ветеранах, которыми было установлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта ветеранов боевых действий, признаны утратившими силу.
Названным Законом была установлена ежемесячная денежная выплата (ст.13 Закона о ветеранах), которая не подлежит конвертации в натуральную форму, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.
Таким образом, на уровне федерального законодательства для категории лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, вместо льготы в виде бесплатного проезда на общественном транспорте, установлена ежемесячная денежная выплата.
Законом города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" предусмотрены дополнительные льготы к тем, которые установлены федеральным законодательством.
Статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относит в том числе меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подпункт 24 пункта 2).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ).
Таким образом, город Москва как субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Согласно статье 15 Закона города Москвы N 70 предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами города Москвы, следовательно, субъект Российской Федерации (город федерального значения Москва) обладает самостоятельным правом предоставить меры социальной поддержки в виде права на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта.
Законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, определилв принятом им Законе города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" категории граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые наряду с предусмотренными федеральным законодательством, к числу которых отнесены ветераны боевых действий. В указанном Законе г орода Москвы закреплены также условия предоставления и объем социальной поддержки за счет средств субъекта Российской Федерации ветеранам боевых действий, проживающим в Москве, в том числе в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта. Такое правовое регулирование, направленное по повышенную социальную защиту отдельных категорий граждан, не может рассматриваться как имеющее целью какое бы то ни было ущемление конституционных прав лиц, не проживающих на территории субъекта Российской Федерации. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1317-О).
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, доведен в установленном порядке до сведения неопределенного круга лиц, устанавливает положения, согласно которым для ветеранов боевых действий, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, установлены дополнительные меры социальной поддержки, которые являются расходными обязательствами бюджета субъекта Российской Федерации (города Москвы), суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Стецюка Николая Алексеевича о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.