Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "РЖД" фио на постановление судьи Басманного районного суда адрес от 16 февраля 2022г., которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвернуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Басманного районного суда адрес от 16 февраля 2022г, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвернуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник ОАО "РЖД" фио обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить в связи с отсутствием в действиям ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения. В обоснование жалобы указала на то, что умысел на совершении вмененного административного правонарушения у общества отсутствовал, В судебном заседании защитник ОАО "РЖД" фио, поддержала доводы жалобы, при этом не оспаривала факт наличия выявленных нарушений.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ОАО "РЖД" фио, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сумма прописью с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до сумма прописью с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на субъекты транспортной инфраструктуры возложена ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности").
Статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35- ФЗ от 06 марта 2006 г. установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), утвержденными приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 г. N 43, определена система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п. 4 Требований).
Субъект транспортной инфраструктуры обязан: изменять конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного и технологического секторов и критических элементов ОТИ или ТС, а также схему размещения и состав оснащения КПП лишь после завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, учитывающих такие изменения (п. 5.26); обеспечить защиту инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных (п. 5.33).
Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории дополнительно к требованиям п. 5 обязан: оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими Электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ (п. 10.5.9); обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (п. 10.6); обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 50% попадающих в зону транспортной безопасности ОТИ объектов досмотра (п. 10.7).
Как следует из материалов дела и установлено судьей, ОАО "РЖД" не исполнило требований по обеспечению транспортной безопасности, при этом действия ОАО "РЖД" не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно протокола об административном правонарушении в период с 01 декабря 2021 года по 10 декабря 2021 года проведена плановая выездная проверка с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности, по результатам проведения которой установлено, что ОАО "РЖД", на объекте транспортной инфраструктуры железобетонный мост (длина 106, 96 м) через адрес на 15 км адрес (реестровый номер ЖМС103034 от 17 мая 2011 года, 1 (первая) категория), не исполняются требования по обеспечению транспортной безопасности, которые зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 10 декабря 2021 года N 07-43-03/1546(А).
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" достоверно известно, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком, и оно обязано исполнять требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности на транспортных средствах.
В соответствии с подп. "а" п. 5 и п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на адрес, и на него распространяется действие Закона N 16-ФЗ и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633.
1. В нарушение подп. "в" п. 5 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 г. N 1633 (далее Требования N 1633), субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железобетонный мост (длина 106, 96 м) через адрес на 15 км адрес (далее железобетонный мост через адрес на 15 км, объект (реестровый номер ЖМС103034)) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:
- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с договором от 28.12.2020 N 4216214 на указанном объекте транспортной инфраструктуры подразделением филиала ФГП ВО ЖДТ России на адрес осуществляется охрана, осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, защита от противоправных посягательств, осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению хищений имущества. Выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделениями транспортной безопасности условиями данного договора не предусмотрено.
2. В нарушение подп. "г" п. 5 Требований N 1633, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" не представлены в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения об объекте транспортной инфраструктуры адрес (длина 106, 96 м) через адрес на 15 км адрес (реестровый номер ЖМС103034) для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности".
3. В нарушение подп. "и" п. 5 Требований N 1633, утвержденная начальником Санкт-Петербургской дистанции инженерных сооружений фио инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам на объект (реестровый номер ЖМС103034) от 16.04.2018 не соответствует установленным требованиям, отсутствуют соответствующие разделы. Иного в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия не представлено, не установлено.
4. В нарушение подп. "п" п. 5 Требований N 1633, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" не проводятся как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖМС103034) с периодичностью не менее 2 раз в год для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий.
5. В нарушение п. 3 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, являющихся приложением к Требованиям N 1633, Форма пропуска физических лиц на территорию объекта (реестровый номер ЖМС103034), являющаяся приложением N1 к инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам от 16.04.2018, не содержит следующую информацию:
а) наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
б) фотография владельца пропуска;
в) секторы зоны транспортной безопасности (критические элементы) объекта транспортной инфраструктуры, в которые допущен владелец пропуска;
г) машиносчитываемая часть для биометрического распознавания для пропусков на объекты транспортной инфраструктуры I и II категории.
6. В нарушение п. 17 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, являющихся приложением к Требованиям N 1633, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" выдача постоянных пропусков на объект транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖМС103034) осуществляется без согласования с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел.
7. В нарушение п. 18 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, являющихся приложением к Требованиям N 1633, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" выдача разовых пропусков на объект транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖМС103034) осуществляется без уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел.
8. В нарушение п. 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, являющихся приложением к Требованиям N 1633, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" образцы пропусков всех видов на объект транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖМС103034) не согласовываются с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
9. В нарушение абз. 2 п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖМС103034) в части, касающейся произошедших изменений.
10. В нарушение п. 9 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.02.2010 N 34, субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" не внесены изменения (дополнения) в План объекта транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖМС103034) и не представлены в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных требований не представлено, в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия не установлено.
Объект транспортной инфраструктуры 17 мая 2011 года внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и данному объекту присвоен реестровый N ЖМС 103034
и первая категория.
Судья пришел к обоснованным выводам, что в нарушение вышеуказанного требования закона на адрес не в полном объеме осуществляется комплекс организационно-профилактических мероприятий по предотвращению террористических актов, не оказывается в полной мере содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции и что в нарушение должностных инструкций должностные лица ООО "РЖД" не осуществляют контроль за транспортной безопасностью на объекте транспортной инфраструктуры железобетонный мост (длина 106, 96 м) через адрес на 15 км адрес, а также не контролируют исполнение всех указанных в акте плановой выездной проверки от 10 декабря 2021 года N 07-43-03/1546(А) требований федерального законодательства.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения вмененного административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении, подтверждены следующими доказательствами: - протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2021 года (л.д.3-13);
- копией положения об отделе надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному адрес по надзору в сфере транспорта (л.д.15-21);
- копией доверенности N01\03-04\03 от 13 января 2021 года (л.д.22-23);
- копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д.25);
- копией уведомления от 08 ноября 2021 года (л.д.26);
- копией решения о проведении плановой выездной проверки от 08 ноября 2021 года (л.д.26-30);
- копией акта плановой выездной проверки от 10 декабря 2021 года (л.д.31-114);
- копией извещения N07-42\4555 от 20 декабря 2021 года (л.д.115-120);
- копией извещения N07-42\4592 от 13 декабря 2021 года (л.д.121-122);
- сведениями о направлении протокола об административном правонарушении (л.д. 123-124);
- копией постановления Мещанского районного суда адрес от 23 июля 2020 года (л.д.126-132);
- копией постановления Мещанского районного суда адрес от 21 октября 2020 года (л.д.133-138);
- копией уведомления ОАО "РЖД" (л.д.139);
- копией приказа об утверждении номенклатуры должностей персонала Октябрьской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности (л.д.140-142);
- копией приказа о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге дистанции инженерных сооружений, находящихся в ведении Мурманского территориального управления от 25 января 2021 года (л.д. 143-145);
- копией приказа о назначении на должность (л.д.146);
- копией приказа о переводе работника на другую работу (л.д.147);
- копией удостоверения о повышении квалификации фио (л.д.148);
- копией удостоверения о повышении квалификации фио (л.д.149);
- копией свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности фио (л.д.150);
- копией свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности фио (л.д.151);
- копией инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам на железнодорожных мостах через адрес 16 км ПК-7 и через реку Тулома 17 км ПК-4 адрес, охраняемые Стрелковой командой N7 адрес отряда ведомственной охраной филиала ФГП ВО ЖДТ России на адрес (л.д.153-160);
- копией договора на оказание услуг по охране и защите объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОПО "РЖД" от противоправных посягательств от 28 декабря 2020 года (л.д.161-177);
- копией объяснения Юрму Н.И. от 09 декабря 2021 года (л.д.178-179);
- копией протокола опроса фио от 09 декабря 2021 года (л.д.180-181);
- копией протокола осмотра от 09 декабря 2021 года (л.д.182-187);
- копией акта эксперимента от 09 декабря 2021 года (л.д.188-189);
- копией доверенности (л.д.190-191).
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о недоказанности вины ОАО "РЖД" в совершении названного административного правонарушения, является несостоятельным, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Материалами настоящего дела установлено, что ОАО "РЖД" являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения пп. 5.26, 5.33, 10.5.9, 10.6, 10.7 Требований, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Довод жалобы о том, что в действия ОАО "РЖД" отсутствует состав вмененного административного правонарушения не может служить основанием для отмены постановления судьи, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами.
Довод жалобы о том, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, поскольку у ОАО "РЖД" не имелось возможности для соблюдения правил и норм антитеррористической и транспортной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и со стороны ОАО "РЖД" были приняты все зависящие меры по их соблюдению не может служить основанием для отмены постановления судьи поскольку ничем объективно не подтвержден.
Довод жалобы о том, что суд применил к спорным правоотношениям положения Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495, которые на момент совершения административного правонарушения не действовали, данные Требования утратили силу в связи с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1633 и от 10 октября 2020 г. N 1653, утвердивших новые требования не основан на материалах дела и не может служить основанием для отмены постановления судьи поскольку как видно из постановления, судья применил по делу положения Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633.
С учетом изложенного, действия ОАО "РЖД", имевшего возможность для соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, квалифицированы судьей по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями законодательства в означенной области.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда адрес от 16 февраля 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.