Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на решение судьи Бутырского районного суда адрес от 01 июня 2022 года и постановление главного государственного санитарного врача по адрес Управления адрес Москвы от 26 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ООО адрес N 20", УСТАНОВИЛ :
постановлением N 687 главного государственного санитарного врача по адрес Управления адрес Москвы от 26 октября 2021 года ООО адрес N 20" (далее также Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Бутырского районного суд адрес вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные ней доводы.
Законный представитель ООО адрес N 20" в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания по делу; обеспечил явку защитника фио, которая жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 40 от 02 декабря 2020 г. утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (СП 2.2.3670-20), устанавливающие обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 4.24 СП 2.2.3670-20 воздуховоды вентиляционных систем, пол, стены и элементы строительных конструкций цехов, проемы и поверхности окон, арматура освещения должны очищаться от пыли и копоти не реже одного раза в три месяца.
Полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств (п. 8.13 СП 2.2.3670-20).
Как следует из материалов дела 07 сентября 2021 года должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора адрес в ходе проведения проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении ООО адрес N 20", расположенного по адресу: адрес установлено нарушение Обществом вышеуказанных требований СП 2.2.3670-20 и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, выразившихся в нахождении помещений гардеробной и душевой работников адрес и ТР в не удовлетворительном санитарном состоянии, помещения не ремонтируются (нарушена целостность потолка, частично отсутствуют панели, следы протечек); воздуховоды вентиляционных систем в гардеробной не чистятся.
По данному факту 16 сентября 2021 года в отношении ООО адрес N 20" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6. 4 КоАП РФ, на основании которого 26 октября 2021 года главным государственным санитарным врачом по адрес Управления адрес Москвы вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по указанной норме.
С указанным постановлением согласился судья Бутырского районного суда адрес, оставив его без изменения.
Между тем согласиться с таким решением судьи нельзя в силу следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствии представителя юридического лица возможно лишь в случае надлежащего извещения законного или иного представителя юридического лица.
В данном случае в материалах дела об административном правонарушении имеется извещение должностного лица Управления Роспотребнадзора по адрес, направленное в адрес ООО адрес N 20", согласно которому Общество уведомлялось о явке в административный орган 16 августа 2021 года в 12 ч. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 8).
При этом сам протокол об административном правонарушении датирован 16 сентября 2021 года; составлен должностным лицом в отсутствии представителя Общества.
Иных сведений об извещении Общества на 16 сентября 2021 года в деле не имеется.
На указанное обстоятельство защитник Общества указывал в поданной в районный суд жалобе, которое оставлено без надлежащей проверки судом первой инстанции. Названный довод защитника судьей районного суда никак не опровергнут.
Таким образом, при рассмотрении жалобы судьей районного суда не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении.
Подобное разрешение жалобы по делу об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Бутырского районного суда адрес от 01 июня 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Бутырского районного суда адрес от 01 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ООО адрес N 20" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Бутырский районный суд адрес.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.