Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "ТСНРУ" **** Ю.А. на постановление Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 24 мая 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении АО "ТСНРУ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 24 мая 2022 АО "ТСНРУ" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генерального директора АО "ТСНРУ" **** Ю.А. выражает несогласие с принятым постановлением, просит его отменить.
Законный представитель и защитник директора АО "ТСНРУ" в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
Как установлено судом первой инстанции В рамках федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия 20 декабря 2021 г. на основании решения о проведении рейдового осмотра от 14 декабря 2021 г. N 16-32-128/21-225 в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Дом Всеволожского" по адресу: г. Москва, ул. ****** (далее - Объект) проведен рейдовый осмотр.
В ходе осмотра (акт рейдового осмотра от 20 декабря 2021 г. N РО-*****) выявлен факт проведения работ на Объекте с отклонением от согласованной Мосгорнаследием проектной документации.
Объект принят под охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327. Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 30 марта 2018 г. N 116. Согласно выписке из ЕГРН от 19 января 2022 г. N ****, Объект (общая площадь *****, 3 кв. метров) находится в собственности Российской Федерации и передан в оперативное управление ФЕБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", о чем сделана соответствующая запись от 18 декабря 2015 г. N77******8.
Письмом от 10 августа 2017 г. N ДКН-****** Мосгорнаследием согласована проектная документация по сохранению Объекта (Проект реставрации и приспособления), разработанная АО "Институт по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация".
В соответствии с выданным Мосгорнаследием разрешениями от 11 февраля 2021 г. N ДКН**** (сроком действия до 23 декабря 2021 г.) и контрактом на проведение работ по реставрации и современного использования Объекта от 22 декабря 2020 г. N ******* подрядной организацией осуществляющей работы по сохранению на Объекте является АО "ТСНРУ".
АО "ТСНРУ" осуществляет деятельность по сохранению объектов культурного наследия на основании выданной Министерством культуры Российской Федерации лицензии от 29 января 2014г. N МКРФ 01707.
В ходе проведенного осмотра Объекта (протокол осмотра от 20 декабря 2021 г. N ******) установлено, что на 1-м этаже Объекта (в комнатах 9, 10, 17) проведены работы по устройству тянутого карниза вместо предусмотренного согласованной проектной документацией лепного декора карниза (с рисунком меандра), входящего в состав предмета охраны Объекта. Также, в указанных комнатах не устроена перегородка, которая предусмотрена согласованной проектной документацией. Работы на Объекте находятся в завершающей стадии.
АО "ТСНРУ" является лицензированной подрядной организацией (лицензия Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия от 29 января 2014 г. N ********) осуществляющей подрядные работы на Объекте.
В соответствии с согласованной проектной документацией "Научно-проектная документация" Раздел 2. Комплексные научные исследования", в интерьерах предлагается реставрация (восстановление) лепного и штукатурного декора.
Проектом приспособления по интерьерам предлагается проведение мероприятий по реставрации сохранившихся элементов, входящих в состав предмета охраны Объекта и восстановление утраченных элементов.
В Проекте также имеется запись (лист: фронтальный вид) о том, что дополнительные обмеры лепнины произвести после расчистки лепнины от поздних покрасок.
Согласно материалам дела, указанный этап в виде расчистки лепного декора не производился. Сохранившиеся элементы лепнины не были зафиксированы и согласно протоколу осмотра полностью демонтированы. Из указанного следует, что работы по реставрации лепного декора с рисунком меандра проведены не в соответствии с согласованной проектной документацией, рисунок лепного декора отсутствует. Указанный лепной декор входит в состав предмета охраны Объекта.
Проведенные работы по реставрации лепного декора не соответствуют проведенным работам на Объекте, что подтверждается записями в журнале авторского надзора, а также протоколом осмотра от 20 декабря 2021 г. должностного лица Мосгорнаследия О.В.**********8. Несоответствие проведенных работ согласованной Мосгорнаследием проектной документации выразилось в устройстве тянутого карниза вместо лепного декора карниза (с рисунком меандра), что отражено в приложенных к протоколу осмотра материалах фотофиксации помещений Объекта (фото 5, 7, 8). Часть лепного декора (рисунок меандра) отсутствует, что проектной документации также не предусмотрено.
Более того, в соответствии с Методическими рекомендациями "Реставрация лепного декора" "Производство работ и оформление документации" разработанными проектным институтом Спецпроектреставрация в 1993 г. и утвержденными Министерством культуры РФ установлено следующее:
-перед началом производства реставрационных работ должен определяться уровень мастерства реставраторов, допускаемых к работе над памятником (исполнителем может быть лепщик определенного разряда);
-должна быть оформлена дефектная ведомость (акт), в которую следует вписать все необходимые данные о самом декоре и отдельных деталях, подлежащих выполнению;
-наличие сведений о вновь выявленных новых дефектах лепного декора после расчистки, ранее не обнаруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догипсовка и т.п.), в случае обнаружения, составляется дополнительный трехсторонний акт, в котором отражаются все выявленные дефекты, и намечается дальнейшее производство работ.
Учитывая тот факт, что в период до 6 июня 2021 г. работы по сохранению Объекта проводились ООО "****" (субподрядчик) и АО "ТСНРУ" (генподрядчик) совместно, а с 6 июня 2021 г. по настоящее время силами АО "ТСНРУ", необходимо отметить, что в соответствии с п. 7.14.8 контракта на проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования Объекта от 22 декабря 2020 г. N **** подрядчик (АО "ТСНРУ") несет ответственность на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
На момент внесения записи в журнал авторского надзора о несоответствии проведенных работ согласованной проектной документации, работы на Объекте проводились силами АО "ТСНРУ".
Кроме того, работы по устройству лепного декора (с рисунком меандра), в соответствии с согласованной проектной документацией до момента окончания срока действия разрешения (до 23 декабря 2021 г.) АО "ТСНРУ" начаты не были.
Согласно ч. 1, 4 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ следует, что реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г, приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно- исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
На основании ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается материалами административного дела: протоколом об административном
правонарушении, актом рейдового осмотра от 20 декабря 2021 г. N ****, протоколом осмотра от 20 декабря 2021 г. N ***, объяснениями генерального директора АО "ТСНРУ" Ю.А.*** от 21 февраля 2022 г, объяснениями архитектора проекта (ответственного за проведение авторского надзора) Д.В.*** от 11 марта 2022г, протоколом опроса свидетеля О.В.*** от 23 марта 2022 г, служебными записками Мосгорнаследия, иными материалами.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями, 3.5 и, 4.1.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, оно является справедливым и соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наказание назначено ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности по делу не нарушен.
Доводы жалобы о том, что запись в журнале авторского надзора об отсутствии элементов карниза не была сделана в указанную дату, в связи с чем АО "ТСНРУ" не знало о ней, противоречит материалам дела, в том числе объяснениями *** Л.ВА. и представленным журналом авторского надзора (л.д.234-269).
Более того, наличие или отсутствие указанной надписи не освобождало АО "ТСНРУ" от обязанности осуществлять работы в соответствии с проектом реставрации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательства того, что АО "ТСНРУ" предпринимались все возможные меры для исполнения своих обязательств, оснований для освобождения АО "ТСНРУ" от ответственности не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, оно является справедливым и соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и является минимальным, предусмотренным санкцией ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Срок и порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2022 года, которым АО "ТСНРУ" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП и подвергнуто наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 200000 (двести тысяч) рублей, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.