Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на решение судьи Бабушкинского районного суда адрес от 23 мая 2022 года и постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 10 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении руководителя ликвидационной комиссии ОАО "Автодормехбаза" Стерлигова Сергея Викторовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 344-ЗУ\9026821\1-22 заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 10 марта 2022 года руководитель ликвидационной комиссии ОАО "Автодормехбаза" (далее также Общество) Стерлигов С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" (далее адрес Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Бабушкинского районного суда адрес от 23 мая 2022 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Стерлигов С.В, защитник фио в судебном заседании жалобу поддержали.
Изучив доводы жалобы, выслушав фио, защитника фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.11 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка, находящегося в собственности адрес, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами адрес требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса...
Согласно ч. 6 ст. 4 Закона адрес от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" (далее - Закон о землепользовании в адрес) основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами адрес.
Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (ч. 1.1 статьи 8 Закона о землепользовании).
Как следует из материалов дела 24 января 2022 года должностным лицом УКОН по адрес Госинспекции по недвижимости проведено выездное обследование земельного участка с адресным ориентиром: адрес (уточненный адрес: адрес), площадью 3323 кв.м с кадастровым номером 77:02:11003:008.
На указанном земельном участке расположен имущественный комплекс, в том числе здания, принадлежащие на праве собственности ОАО "Автодормехбаха адрес".
Указанный выше земельный участок огорожен, доступ к нему ограничен.
В ходе проведенного осмотра установлено, что Общество в лице руководителя ликвидационной комиссии фио использует названный выше земельный участок для эксплуатации принадлежащих на праве собственности нежилых зданий в отсутствии документального оформления земельно-правовых отношений.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя ликвидационной комиссии фио к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.11 КоАП адрес в качестве должностного лица.
При рассмотрении жалобы судья районного суда согласился с такими выводами должностного лиц.
Вместе с тем имеются основания для отмены решения судьи районного суда с возвращением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
В силу положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Вместе с тем требования указанной нормы, а также положений ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ судьей районного суда при разрешении жалобы на постановление должностного лица не выполнены.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц руководство ОАО "Автодормехбаза" адрес осуществляется ликвидационной комиссией, руководителем которой является Стерлигов С.В.
Из буквального толкования примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что члены ликвидационной комиссии несут административную ответственность как должностные лица только в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 6.11 КоАП адрес, на основании которой руководитель ликвидационной комиссии ОАО "Автодормехбаза" адрес Стерлигов С.В. (являющийся членом ликвидационной комиссии) привлечен к административной ответственности, не поименована в вышеуказанном перечне статей.
Однако при рассмотрении жалобы судьей районного суда в нарушение требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ названное обстоятельство, имеющее значение для разрешения дела, оставлено без надлежащей проверки и оценки.
Вопрос об обоснованности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.11 КоАП адрес Стерлигова С.В. в качестве должностного лица не рассмотрен надлежащим образом.
Такое разрешение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Бабушкинского районного суда адрес от 23 мая 2022 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Бабушкинский районный суд адрес.
При новом рассмотрении судье Бабушкинского районного суда адрес следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем доводам, изложенным в жалобе, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отказа, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Бабушкинского районного суда адрес от 23 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении руководителя ликвидационной комиссии ОАО "Автодормехбаза" Стерлигова Сергея Викторовича отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Бабушкинский районный суд адрес.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.