Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Титан-100" К.С.В. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы К.И.С. от 02 декабря 2021 года по делу N ..., измененное решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 14 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ООО "Титан-100",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица ОАТИ города Москвы от 02 декабря 2021 года по делу N... ООО "Титан-100" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.18 КоАП Москвы, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 14 июня 2022 г. постановлено:
Постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы К.И.С. от 02 декабря 2021 года по делу N.., которым ООО "Титан-100" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 Закона города Москвы от 21.11.2007г. N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" (КоАП Москвы) изменить, назначенный ООО "Титан-100" штраф снизить до 150 000 руб.
В остальной части постановление должностного лица ОАТИ города Москвы от 02 декабря 2021 года по делу N... оставить без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Титан-100" просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи и о прекращении производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что фактически работы производились иным субъектом -ИП М.Н.В, в связи с чем судом не учтены обстоятельства дела и требования закона.
В судебное заседание законный представитель, защитник ООО "Титан-100" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом по указанному в жалобе адресу, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело по правилам ст.25.4, 25.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАТИ г. Москвы, Т.Н.А. доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными, ссылалась на наличие административного правонарушения, вмененного ООО "Титан-100" и наличие состава административного правонарушения, доказанного материалами дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ОАТИ г. Москвы Т.Н.А, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 июля 2016г. N 387-1111 "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве", порядок осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве (далее - Порядок) регулирует деятельность по организации и осуществлению систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в городе Москве, их соответствием требованиям, установленным Законом города Москвы от 30 апреля 2014 г. N 18 "О благоустройстве в городе Москве", иными законами города Москвы, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы: форме обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с использованием государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ГИС ЕЦХД); в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
При проведении мониторинга уполномоченные должностные лица Объединения устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям. В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Уполномоченными должностными лицами Объединения, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований. Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном Объединением перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами Объединения при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию.
Уполномоченные должностные лица Объединения при осуществлении мониторинга реализуют права и исполняют обязанности, предусмотренные федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
Административная ответственность по ч.1 ст. 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из представленных материалов административного дела, главным инспектором ОАТИ Москвы на основании поручения при осуществлении мероприятий по контролю за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в г. Москве, 20.10.2021 в... час. по адресу:... выявлено нарушение требований п.п. 2.2.1, 2.2.13, 2.2.4, 3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в Москве", утв. постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП, а именно: не выполнены мероприятия по обустройству места производства работ, не установлены локальные ограждения разрытия, не смонтировано аварийное освещение и освещение опасных мест, не установлено ограждение сохранения деревьев; имеющиеся ограждения места производства работ повалены, имеют отклонения от вертикали. Ведутся работы по прокладке кабельной линии. Ответственной организацией является ООО "Титан-100", о чем инспектором 22.10.2021 составлен рапорт.
В этой связи действия (бездействия) ООО "Титан-100" квалифицированы по ч.1 ст. 8.18 КоАП Москвы. 16.11.2021 составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения.
По результатам рассмотрения дела 02.12.2021 в отношении ООО "Титан-100" вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.18 КоАП Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Титан-100" подтверждаются совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно судом исследованы: постановление по делу об административном правонарушении от... ; протокол об административном правонарушении от... ; предписание об устранении выявленных нарушений; уведомление о составлении протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении; поручение ОАТИ от... о направлении инспектора ОАТИ для осуществления мероприятий по контролю за состоянием объектов (элементов объекта) благоустройства в г. Москве; рапорт инспектора ОАТИ от... о выявлении нарушений требований п.п. 2.2.1, 2.2.13, 2.2.4, 3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в Москве", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N 299-ПП в действиях юридического лица ООО "Титан-100", с приложением фотографий выявленных нарушений; учет нарушений ЕИС ОАТИ Москвы; уведомление о проведении земляных работ; выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Титан-100".
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Должностное лицо ОАТИ, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.
Судом также исследованы представленные защитником договор выполнения строительных работ от... ; акт передачи строительной площадки; сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Титан-100" подтверждены совокупностью исследованных выше доказательств, в том числе: рапортом должностного лица ОАТИ г. Москвы составленного в рамках осуществления его должностных обязанностей; протоколом об административном правонарушении; фотографиями, которые содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу и в которых зафиксировано нарушение ООО "Титан-100" требований Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в Москве", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N 299-ПП.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает. В соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ они являются документальными доказательствами по делу об административном правонарушении, и представленные фотографии признаны допустимым доказательством относительно события административного правонарушения. Представленные фотоснимки фиксируют обстоятельства, отраженные в рапорте должностного лица и занесенные в протокол об административном правонарушении.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "Титан-100" имелась возможность для соблюдения законодательства в области благоустройства города Москвы, за нарушение которого ч.1 ст. 8.18 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и о заявителе, как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вопреки доводам заявителя соответствует требованиям закона, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Довод жалобы о том, что обстоятельства дела определены неверно, несостоятелен, не основан на материалах дела и поэтому не может служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, не опровергает выводов о совершении административного правонарушения и по существу сводятся к переоценке доказательств, поскольку факт нарушения ООО "Титан-100" Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в Москве", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N 299-ПП, и как следствие совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП Москвы установлен представленными доказательствами.
Материалы дела и жалоба не содержит относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о выполнении работ с приведенными выше недостатками субподрядчиком ООО "Титан-100" в лице указанного ИП.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица, не является основанием к его отмене, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела, достоверно установлено и нашло свое подтверждение, что при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание назначено ООО "Титан-100" в пределах санкции статьи, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Вместе с этим у суда первой инстанции имелись основания для изменения постановления должностного лица ОАТИ в части назначенного ООО "Титан-100" административного наказания в виде административного штрафа.
В силу ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ч.1 ст. 4.1.2 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ установлено, что в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В силу п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении возможно вынесение решения об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом характера совершенного ООО "Титан-100" правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что не выявлено никакого причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
То обстоятельство, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 года, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 8.18 КоАП РФ, как установилсуд первой инстанции, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов, а потому подлежит снижению менее минимального предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.
Таким образом, прихожу к выводу о возможности снизить размер назначенного административного наказания в виде штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей, назначив административное наказание ООО "Титан-100" менее минимального размера штрафа, установленного законом.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, в рассматриваемом случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ города Москвы К.И.С. от 02 декабря 2021 года по делу N.., измененное решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 14 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ООО "Титан-100" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.