Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Алькор и Ко" на постановление судьи Никулинского районного суда Москвы от 12 января 2022 г., которым ООО "Алькор и Ко" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
23 ноября 2021 советником отдела по вопросам торговли и услуг Управы района Проспект Вернадского г. Москвы в отношении ООО "Алькор и Ко" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Никулинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Алькор и Ко" просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель ООО "Алькор и Ко" не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, направил защитника М.Е.С, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме, со ссылкой на строгое выполнение предписанных правил торговли, недоказанность вмененного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника М.Е.С, прихожу к следующим выводам.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 40 и 40.1 указа мэра Москвы об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." установлено в городе Москве с 28 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г. включительно нерабочие дни, в течение которых приостановлен доступ посетителей и работников в здания, строения, сооружения (помещения в них), на территории, в которых осуществляется реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе: объектов розничной торговли, за исключением: объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р, при условии, что доля таких товаров в ассортименте, определенная в порядке, установленном Департаментом торговли и услуг города Москвы, составляет не менее 30%.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 года N 762-р утвержден Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, в который, кроме прочего, входят: средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, салфетки влажные и сухие, зубные пасты и щетки, мыло туалетное и хозяйственное, стиральные порошки, детские пеленки и подгузники, свечи и спички, зоотовары и другое.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 года N 762-р установлено, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень.
Основанием привлечения районным судом ООО "Алькор и Ко" к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ послужил факт нарушения ООО "Алькор и Ко" п. 40.1 Указа Мэра Москвы от 08 июня 2020 г. N 68-УМ в последующей редакции, поскольку 28 октября 2021 года в... в помещении магазина, расположенном по адресу:.., где ООО "Алькор и Ко" осуществляет свою деятельность должностными лицами Управы района "... " г. Москвы было выявлено, что Обществом не принимаются меры соблюдению режима повышенной готовности c 28.10.2021 по 07.11.2021 г, а именно в магазине "... " не установлена информация о временном приостановлении доступа посетителей, а так же реализуются товары не первой необходимости (парфюмерия), не включенные в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 г. N 762-р.
Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, полностью подтверждаются имеющимися доказательствами, в т.ч. протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом осмотра помещений с фотоматериалом.
Между тем, с выводами о доказанности виновности ООО "Алькор и Ко" согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 указанного Кодекса).
Как следует из материалов дела, выводы должностного лица о том, что доля непродовольственных товаров первой необходимости в ассортименте товаров объекта розничной торговли составляет менее 30%, доступ посетителей в магазин свободный, материалами дела не подтверждается, указанный процент приведен без аргументированного расчета, при этом представленный список ассортимента товаров с указанием, в том числе, товаров первой и необходимости (л.д.13-52) и товарно-транспортных накладных не исследовался, оценки не получил, расчет соотношения продукции не производился, свидетельствует об обратном, иных доказательств вмененного правонарушения материалы дела также не содержат.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Никулинского районного суда Москвы от 12 января 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Алькор и Ко" не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 12 января 2022 г. отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.