N 88а-4588/2023
город Санкт-Петербург 17 февраля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кулешова Е.А, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Соловьева В.А. на определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 июня 2022 года от 30 июня 2022 года по административному материалу N М-4119/2021 по административному исковому заявлению Соловьева В.А. к УФК по Республике Коми о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за присуждением компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев В.А. обратился к УФК по Республике Коми о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за присуждением компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, взыскании компенсации в размере 50 000 рублей, компенсации причиненного ущерба в размере 50 000 рублей и морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2021 года административное исковое заявление Соловьева В.А. возвращено.
Определением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2022 года оставлено без удовлетворения ходатайство Соловьева В.А. о восстановлении пропущенного срока на подачу частной жалобы на определение от 25 ноября 2021 года, частная жалоба возвращена.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 июня 2022 года определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 30 июня 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 26 декабря 2022 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 января 2023 года, Соловьев В.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, полагая их постановленными с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив кассационную жалобу и материалы административного дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, определением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2021 года административное исковое заявление Соловьева В.А. возвращено.
Последним днем обжалования определения судьи от 25 ноября 2021 года являлось 16 декабря 2021 года.
Почтовое отправление с копией определения судьи, направленное в адрес административного истца Соловьева В.А, не было получено последним, вследствие чего было возвращено в районный суд в связи с истечением срока хранения в отделении почтовой связи.
Из материалов дела следует, что частная жалоба административного истца на определение судьи и ходатайство о восстановлении процессуального срока поданы в суд 18 февраля 2022 года, то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуального срока.
Отказывая в восстановлении пропущенного процессуального срока, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом частная жалоба подана за пределами процессуального срока на обжалование определения суда, при этом доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на подачу частной жалобы, объективно исключающих возможность подачи жалобы в установленный законом срок, заявителем не представлено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность определения суда, с таким выводом согласился.
Между тем такая позиция с учетом конкретных обстоятельств не может быть признана правильной, соответствующей требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Данный постулат Конституции Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства, к которым Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков.
Из части 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда первой инстанции о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционных жалобы, представления должно быть мотивировано.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью гражданина, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 174, пункта 5 части 6 статьи 180, пункта 7 части 1 статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядка и срока обжалования судебного акта; несоблюдение судом установленного статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 названного кодекса срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
Суд первой инстанции в целях создания условий для эффективного и справедливого разбирательства, с учетом важности процессуального вопроса о восстановлении срока, исходя из положения части 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не лишен был возможности вызвать административного истца в судебное заседание для выяснения всех обстоятельств и причин пропуска срока обращения в суд с апелляционной жалобой, которая не содержала ссылок на такие обстоятельства и причины пропуска.
Вместе с тем, судья Ухтинского городского суда Республики Коми без установления данных обстоятельств и учета вышеуказанных принципов административного судопроизводства своей активной ролью, предусмотренной пунктом 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не воспользовался, ограничившись формальным перечислением оснований к отказу Соловьеву В.А. в восстановлении пропущенного процессуального срока, не выяснив должным образом причин такого пропуска, что, как следствие, привело к ограничению прав административного истца на доступ к правосудию.
Судом апелляционной инстанции указанные нарушения устранены не были.
Поскольку оспариваемые судебные акты не отвечают требованиям статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как не являются мотивированными, по настоящему делу были допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 июня 2022 года подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует, принимая во внимание изложенное выше, разрешить вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 июня 2022 года отменить, направив дело на новое апелляционное рассмотрение.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.