Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.
судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-291/2022) по кассационной жалобе прокуратуры Республики Карелия на определение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2022г. по административному иску Корьевой Л.В. к прокуратуре Лоухского района Республики Карелия, прокуратуре Республики Карелия, прокурору Лоухского района Республики Карелия о признании действий (бездействия) незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Попову Е.В, поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корьева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Лоухского района Республики Карелия, прокуратуре Республики Карелия, прокурору Лоухского района Республики Карелия о признании незаконными действий (бездействия) прокуратуры Лоухского района по проверке её обращения от 26 июля 2022г, оформленного письмом прокурора Лоухского района Республики Карелия от 19 августа 2022г. N, об обязании устранить допущенные нарушения.
При рассмотрении настоящего административного искового заявления от сторон поступило письменное ходатайство об утверждении соглашения о примирении и прекращении производства по делу.
Определением Лоухского районного суда Репсублики Карелия от 11 октября 2022г. утверждено соглашение о примирении сторон, заключенное 11 октября 2022г. между административным истцом Корьевой Л.В. и административными ответчиками - прокуратурой Лоухского района Республики Карелия, прокуратурой Республики Карелия, прокурором Лоухского района Республики Карелия по делу N2а-291/2022, на следующих условиях:
административный истец: отказывается от административных исковых требований к прокуратуре Лоухского района Республики Карелия, прокуратуре Республики Карелия, прокурору Лоухского района Республики Карелия о признании действий (бездействия) незаконными по рассмотрению жалобы (обращения) от 26 июля 2022г, оформленного письмом от 19 августа 2022г. N
а административный ответчик обязуется: провести проверку по доводам, указанным в обращении Корьевой Л.В. в отношении Ананенко П.А. с привлечением специалистов контролирующих и надзорных органов Республики Карелия, с последующим информированием заявителя о результатах проверки.
Производство по административному делу по административному иску Корьевой Л.В. к прокуратуре Лоухского района Республики Карелия, прокуратуре Республики Карелия, прокурору Лоухского района Республики Карелия прекращено.
Сторонам разъяснено, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В кассационной жалобе прокуратура Республики Карелия просит отменить определение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2022г, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 11 статьи 137.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение об утверждении соглашения о примирении может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения данного определения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при утверждении соглашения о примирении сторон обжалуемым определением от 11 октября 2022г.
Основанием для принятия обжалуемого определения явилось соглашение о примирении от 11 октября 2022г, заключенное между Корьевой Л.В. и административными ответчиками.
Изучив условия соглашения о примирении, суд первой инстанции пришел к выводу об утверждении данного соглашения на условиях, указанных в соглашении о примирении от 11 октября 2022г, так как данное соглашение принято сторонами в целях устранения по обоюдному согласию возникшего спора, явившегося причиной указанного административного иска, в интересах каждой стороны по настоящему делу и по их желанию, не нарушает прав и законных интересов других лиц, на обязательства сторон перед третьими лицами заключение данного соглашения не влияет.
Определение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2022г. не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
Объем полномочий представителя определен статьей 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
При этом, в части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приведен перечень полномочий представителя, который должен быть специально оговорен в доверенности или ином документе.
Так, в доверенности или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела (пункт 4 части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.
Порядок заключения соглашения о примирении сторон и утверждения соглашения о примирении сторон определен статьями 137, 137.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 137 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.
Частью 6 статьи 137.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что суд не утверждает соглашение о примирении, если оно противоречит закону или нарушает права, свободы и законные интересы других лиц.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого определения суда явилось заключение соглашения о примирении сторон от 11 октября 2022г.
Названное соглашение о примирении от 11 октября 2022г. от лица административных ответчиков подписано представителем Чумаевым М.О.
В материалах дела имеется доверенность от 10 октября 2022г. N, в соответствии с которой Чумаев М.О. уполномочен представлять интересы прокуратуры Республики Карелия во всех судебных инстанциях при рассмотрении административного дела по административному иску Корьевой Л.В. к прокуратуре Республике Карелия, прокуратуре Лоухского района о признании действий (бездействия) незаконными, в том числе на основании ст.ст.56, 57 КАС РФ ему предоставлено право на подписание и подачу в суд возражений на административное исковое заявление, на обжалование судебного акта (л.д.228).
Согласно доверенности от 10 октября 2022г.(без номера) Чумаев М.О. уполномочен представлять интересы прокуратуры Лоухского района в Лоухском районном суде. В соответствии со ст.56 КАС РФ Чумаев М.О. уполномочен в качестве представителя прокуратуры Лоухского района на совершение всех допустимых законом процессуальных действий, предоставленных участникам административного судопроизводства, в том числе на подписание возражений на административный иск, на обжалование судебных постановлений (л.д.229).
Между тем, названными доверенностями представитель прокуратуры Республики Карелия и прокуратуры Лоухского района Республики Карелия Чумаев М.О. не уполномочен на заключение соглашения о примирении сторон от лица административных ответчиков прокуратуры Республики Карелия и прокуратуры Лоухского района Республики Карелия.
В материалах дела также отсутствуют иные доверенности или иные документы, которые предоставляли бы право представителю административных ответчиков Чумаеву М.О. совершать действия по настоящему административному делу, предусмотренные пунктом 4 частью 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, от лица административных ответчиков.
Кроме этого, соглашение о примирении от 11 октября 2022г. подписано Чумаевым М.О. от лица всех административных ответчиков (л.д.230).
Однако, в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что Чумаев М.О. являлся уполномоченным представителем прокурора Лоухского района Республики Карелия, также привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика.
При этом прокурор Лоухского района Республики Карелия соглашение о примирении не подписывал, в судебном заседании 11 октября 2022г участия не принимал, свое мнение о возможности заключения соглашения о примирении не высказывал.
Таким образом, соглашение о примирении со стороны административных ответчиков подписано неуполномоченным представителем, что в силу ч.6 ст.137.1 КАС РФ являлось безусловным правовым основанием для отказа в утверждении соглашения о примирении.
С учетом изложенного, обжалуемое определение суда, как постановленное с нарушением требований части 8 статьи 54, части 2 статьи 56, пункта 4 статьи 57, статей 137, 137.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании ч.2 ст.328 КАС РФ подлежит отмене с направлением административного дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции, а именно в Лоухский районный суд Республики Карелия.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2022г. отменить, административное дело N2а-291/2022 по административному иску Корьевой Л.В. к прокуратуре Лоухского района Республики Карелия, прокуратуре Республики Карелия, прокурору Лоухского района Республики Карелия о признании действий (бездействия) незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, направить на рассмотрение по существу в Лоухский районный суд Республики Карелия.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 февраля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.