Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Головачева П. Ю. на решение Калининградского областного суда от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года по административному делу N 3а - 128/2022 по административному исковому заявлению Головачева Павла Юрьевича к Правительству Калининградской области об оспаривании генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования".
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Головачева П.Ю. Беликова В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Малышева Я.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Головачев П.Ю. обратился в Калининградский областной суд с административным иском, в котором просил признать не действующими и не подлежащими применению изменения в генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ", внесенные постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, собственником которых он является, к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования".
В обоснование заявленных требований указал, что Генеральным планом муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции решения Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190) земельные участки с кадастровыми номерами N и N были отнесены к жилой функциональной зоне.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, земельные участки отнесены к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Однако постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" территория названных земельных участков отнесена к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.
Полагает, что такое изменение функционального зонирования не соответствует закону и нарушает его права, поскольку в период заключения сделок купли - продажи земельных участков продавец Бабинович Л.В, принявшая участие в общественных обсуждениях по проекту изменений генерального плана муниципального образования, не уведомила Головачева П.Ю. о планируемом изменении функционального зонирования рассматриваемой территории с отнесением названных земельных участков к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования", а по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки не имеют каких-либо обременений.
Кроме того, в отношении данных земельных участков были выданы градостроительные планы от 9 июня 2020 года (на участок с кадастровым номером N), от 22 апреля 2021 года (на участок с кадастровым номером N), в которых отражено, что они расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (индекс Ж-4/А) и разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства - отнесено к основным видам разрешенного использования земельных участков правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266.
16 апреля 2018 года и 25 мая 2018 года администрацией Гурьевского городского округа выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на каждом из перечисленных участков на срок - 10 лет.
В целях строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N, на котором расположены многолетние деревья, 29 апреля 2021 года Головачев П.Ю. подал в администрацию муниципального образования заявление о выдаче порубочного билета в целях вырубки 32 деревьев, в чем ему было отказано 18 мая 2021 года по мотиву отнесения проектом внесения изменений в генеральный план данной территории к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 11 января 2022 года по административному делу N 2а-161/2022 в удовлетворении требований Головачева П.Ю. к администрации муниципального образовании об оспаривании отказа в выдаче порубочного билета - отказано.
Решением Калининградского областного суда от 12 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Головачевым П.Ю. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам административного дела. Указал, что оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области нарушены его имущественные права.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Калининградской области просит оставить судебные акты без изменения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
На основании части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 3, 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, помимо прочего, параметры функциональных зон (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются, в частности, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон (пункты 2, 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Из содержания статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" генеральный план, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 изменен, земельные участки с кадастровыми номерами N и N отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Проанализировав положения части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", части 3 статьи 8, части 1.2 статьи 17, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 1, пункта 4 статьи 2 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", Закона Калининградской области N 229 от 29 мая 2003 года "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории", суды правомерно пришли к выводу о том, что генеральный план и изменения в него утверждены уполномоченными органами, с соблюдением установленной процедуры общественных обсуждений, согласования, принятия и введения в действие решения о внесении изменений в документ территориального планирования, в том числе правил опубликования. Спор по данным обстоятельствам между сторонами отсутствует.
Судами установлено, что на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 марта 2019 года N 97 был разработан Проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ, который был направлен письмом от 27 октября 2020 года в администрацию муниципального образования "Гурьевский городской округ" для организации и проведения общественных обсуждений.
В период общественных обсуждений поступило 193 обращения по проекту решения о внесении изменений в генеральный план городского округа, каждое из которых включено организатором общественных обсуждений в протокол общественных обсуждений от 12 января 2021 года и заключение по результатам общественных обсуждений от 19 января 2021 года.
В том числе, в протокол общественных обсуждений от 12 января 2021 года включены возражения собственника земельных участков с кадастровыми номерами N и N Бабинович Л.В. относительно предполагаемого отнесения данных земельных участков к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.
В заключении по результатам общественных обсуждений от 19 января 2021 года администрацией муниципального образования высказано мнение о целесообразности учета этого предложения с сохранением функционального зонирования территории, установленного действовавшим на тот период времени генеральным планом городского округа 2019 года.
При этом, при установлении функционального зонирования рассматриваемой территории не было учтено мнение правообладателя и организатора общественных обсуждений о наличии оснований к отнесению земельных участков с кадастровыми номерами N и N к функциональной зоне, допускающей жилищное строительство.
Суды правомерно указали, что данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части документа территориального планирования с учетом рекомендательного характера предложений и замечаний, внесенных в ходе общественных обсуждений, которые в силу статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению организатором публичных обсуждений, однако исходя из содержания статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются безусловным основанием для изменения проекта документа территориального планирования.
Во исполнение положений части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях урегулирования разногласий приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 2 февраля 2021 года N 29 создана согласительная комиссия, согласно протоколу заседания которой от 11 марта 2021 года, определено, что замечания федеральных органов исполнительной власти считать урегулированными, проект внесения изменений в генеральный план рекомендовать представить на утверждение в Правительство Калининградской области.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Головачев П.Ю. на основании договоров купли-продажи от 5 марта 2021 года и 13 апреля 2021 года является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N площадью 900 кв.м. и N площадью 800 кв.м, из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Дворцовая, 30, 32
Судами установлено, что спорная территория занята многолетними зелеными насаждениями, преимущественно дуб, клен, липа и граб. В 2018 году правопредшественнику Головачева П.Ю. были выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, которые не реализовывались, фактически земельные участки не использовались по их назначению с момента их образования в 2011 году, объекты капитального строительства, в том числе не завершенные строительством, в пределах рассматриваемой территории отсутствуют, земельные участки являются смежными, по периметру не огорожены, доступ на территорию свободный.
Из землеустроительных дел следует, что данные земельные участки образованы из земельного участка неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером N, из состава земель населенных пунктов на территории, которая практически полностью занята зелеными насаждениями, о чем свидетельствуют планы земельных участков и схемы их расположения на кадастровом плане территории.
До наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 муниципального образования статусом городского округа соответствующее муниципальное образования было наделено ранее действовавшим Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" статусом муниципального района, в состав которого, помимо прочих семи поселений, было включено муниципальное образование "Гурьевское городское поселение".
Генеральным планом муниципального образования "Гурьевское городское поселение" (в редакции решения Гурьевского городского совета депутатов от 28 марта 2013 года N 229) земельные участки с кадастровыми номерами N и N были отнесены к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, которая применительно к рассматриваемой территории являлась смежной по отношению к территории, отнесенной к функциональной зоне рекреационного назначения.
После наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 Гурьевского муниципального района статусом городского округа решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 утвержден генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ".
Генеральным планом городского округа (в указанной редакции) рассматриваемая территория также была отнесена к функциональной зоне - "Жилая зона".
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, данная территория отнесена к территориальной зоне "Ж-4/А" - "Зона застройки индивидуальными жилыми домами", градостроительный регламент которой допускает размещение на земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 36 Положения о территориальном планировании в составе Генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361, зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) в части отнесения принадлежащих административному истцу земельных участков к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования в полной мере соответствует целям и задачам территориального планирования и направлен на обеспечение рационального использования земель, занятых многолетними деревьями, особенностями которых являются, помимо прочего, медленность роста.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела не было установлено противоречий оспариваемых положений нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление обоснованно оставлено без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы административного истца о том, что нарушены его имущественные права получили оценку в суде апелляционной инстанции, указавшей на то, что на момент заключения Головачевым П.Ю. договоров купли-продажи земельных участков была завершена процедура проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа, которым предусматривалось изменение функционального зонирования рассматриваемой территории с отнесением земельных участков к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования, о чем продавец участков с очевидностью была осведомлена и препятствий к ознакомлению с которым у Головачева П.Ю. не имелось.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми. Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в апелляционном определении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года по административному делу N 3а - 128/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Головачева Павла Юрьевича - без удовлетворения.
Решение Калининградского областного суда от 12 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года, настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.