Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петровой О. В. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а - 95/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Ленинградской области к Петровой О. В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Петровой О.В. поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Ленинградской области обратилась с административным иском к Петровой О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2019 годы в размере 4 069 руб, пени в размере 57, 01 руб.
В обоснование требований указали, что Петровой О.В. на праве собственности с ноября 2016 г. принадлежит автомобиль ВАЗ 21070, г.р.з. С487У047, ввиду чего ответчик является плательщиком транспортного налога за 2016-2019 годы. В установленный законодательством срок в добровольном порядке налоги не были оплачены.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2016 - 2019 годы в добровольном порядке, административному ответчику были направлены требования: N 5495 по состоянию на 25.06.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 214 руб. и пени в размере 11 руб. в срок до 27.07.2018 г, N 7836 по состоянию на 19.12.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 1 285 руб. и пени в размере 4, 84 руб. в срок до 22.01.2019 г, N 2647 по состоянию на 18.02.2020 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере 1 285 руб. и пени в размере 20, 67 руб. в срок до 07.04.2020 г, N 14077 по состоянию на 22.12.2020 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 1 285 руб. и пени в размере 3, 64 руб. в срок до 25.01.2021 г, которые также исполнены не были. После чего налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
14 сентября 2021 г. исполняющим обязанности мирового судьи на судебном участке N 56 Подпорожского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ N 2а-1351/2021 в отношении Петровой О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 4 098 руб. 15 коп, который был отменен определением от 04 октября 2021 г, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 20221 года, судом частично удовлетворены административные исковые требования МИФНС N 9, взыскана с Петровой О.В. задолженность по транспортному налогу за 2016 - 2019 годы в размере 4 069 руб, пени в размере 29 руб. 15 коп, а всего - 4 098 руб. 15 коп. Также суд взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
На судебные акты Петровой О.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение, со ссылкой на то, что транспортный налог был неверно рассчитан налоговым органом исходя из налоговой базы 71, 4 л.с, а не 52, 5 л.с, как указано в ПТС транспортного средства, а также не было учтено, что истец пропустил срок на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
В возражениях на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 9 просит оставить судебные акты без изменения. Указали, что 1 кВт = 1, 3596 л.с, налоговая база составляет 71.4 л.с. (52.5 кВт (данные указанные в ПТС транспортного средства) х 1, 3596 л.с.)
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, и следует из материалов дела, что Петрова О.В. с 20.10.2016 г. является собственником транспортного средства: автомобиля ВАЗ 21070, г.р.з. С487У047.
Налоговый орган сформировал и направил Петровой О.В. налоговые уведомления: N 34404518 от 23.08.2017 г. о необходимости уплаты транспортного налога за два месяца 2016 года в размере 214 руб, N 192429 от 24.06.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 1285 руб, N 47685427 от 25.07.2019 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере 1285 руб, N 18304157 от 03.08.2020 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 1285 руб, однако, в установленный законодательством срок в добровольном порядке налог не был оплачен.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2016-2019 годы в добровольном порядке, административному ответчику были направлены требования: N 5495 по состоянию на 25.06.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 214 руб. и пени в размере 11 руб. в срок до 27.07.2018 г, N 7836 по состоянию на 19.12.2018 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 1 285 руб. и пени в размере 4, 84 руб. в срок до 22.01.2019 г, N 2647 по состоянию на 18.02.2020 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере 1 285 руб. и пени в размере 20, 67 руб. в срок до 07.04.2020 г, N 14077 по состоянию на 22.12.2020 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 1 285 руб. и пени в размере 3, 64 руб. в срок до 25.01.2021 г, которые также исполнены не были.
Административным истцом представлены доказательства направления ответчику налоговых уведомлений и требований через интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика".
14 сентября 2021 г. исполняющим обязанности мирового судьи на судебном участке N 56 Подпорожского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ N 2а-1351/2021 в отношении Петровой О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 4 098 руб. 15 коп, который был отменен определением от 04 октября 2021 г, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
Административное исковое заявление налогового органа к Петровой О.В. было направлено в суд по почте 30 ноября 2021 г, т.е. в установленный законом шестимесячный срок после вынесения определения об отмене судебного приказа от 04 октября 2021 г.
Сведений о том, что Петровой О.В. в какой-либо части была уплачена взыскиваемая задолженность по транспортному налогу и пени, материалы дела не представлено.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административным ответчиком обязательства по уплате налогов не исполнены, ввиду чего пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ).
Как следует из. положений статьи 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Уплата транспортного налога налогоплательщиками должна осуществляться в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что шестимесячный срок после отмены судебного приказа административным истцом пропущен не был, т.к. определение об отмене судебного приказа было принято 04 октября 2021 г, а административное исковое заявление инспекции было направлено в суд по почте 30 ноября 2021 г, т.е. в установленный законом срок.
Является несостоятельным довод кассационной жалобы ответчика о том, что налоговый орган неверно рассчитал размер транспортного налога за принадлежащий ответчику автомобиль.
В налоговых уведомлениях, направленных ответчику указана налоговая база - 71, 4 л.с.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Судом первой инстанции для проверки сведений о налоговой базе для автомобиля, принадлежащего ответчику, был направлен запрос в регистрирующий орган.
Согласно ответу на запрос МРЭО ГИБДД N8 N 5/2022 от 12.02.2022, в Федеральной информационной системе Госавтоинспекции МВД России содержатся данные о мощности двигателя автомобиля ВАЗ 21070, 1998 г. выпуска, г.р.з. С487У047, которая составляет 71, 4 л.с.
Таким образом, оснований полагать, что налоговый орган неверно исчислил размер транспортного налога для автомобиля ВАЗ 21070, 1998 г. выпуска, г.р.з. С487У047, не имеется. Указанная в Паспорте транспортного средства мощность двигателя автомобиля ВАЗ 21070, 1998 г. выпуска, г.р.з. С487У047 - 52, 5 кВт - исчисляется в других единицах измерения.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а - 95/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Петровой О. В. - без удовлетворения.
Решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.