Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 2915/2022 по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации, об обязании совершить действия по постановке на учет недвижимого имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Ленинградской области Малышева Я.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 780 п.м, улица Лесная, расположенной в п. Кирилловское Выборгского района Ленинградской области, обязав администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования "Красносельское сельское поселение" требований действующего законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом, установлено, что на территории сельского поселения имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 780 п.м, улица Лесная, расположенной в п. Кирилловское, которая включена перечень имущества администрации, но не поставлена на кадастровый учет, сведений о государственной регистрации прав собственности в ЕГРН отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
Определением суда от 26 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме, суд признал незаконным бездействие администрации МО "Красносельское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области", выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 780 п.м, с грунтовым покрытием по улица Лесная, расположенной в п. Кирилловское Выборгского района Ленинградской области; обязал администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество указанной автомобильной дороги общего пользования местного значения, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2022 года, представитель администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Ленинградской области просят судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации МО "Красносельское сельское поселение" от 01.03.2021 N 62 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с указанным перечнем, в границах населенного пункта п. Кирилловское расположена автомобильная дорога общего пользования протяженностью 780 п.м ул. Лесная под реестровым номером 3-3967 (п.19 Перечня).
По сведениям администрации МО "Красносельское сельское поселение" паспортизация дороги общего пользования местного значения протяженностью 780 п.м ул. Лесная в пос. Кирриловское проведена 20.12.2017, но на кадастровый учет не поставлена.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г.N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 10 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Согласно положениям статей 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 года N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен в числе прочих вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок и др.).
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о. муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суды правомерно пришли к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков, занятые автомобильными дорогами, и оформление права собственности является обязательным.
Довод кассационной жалобы о том, что спорная автомобильная дорога имеет грунтовое покрытие, что в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и был правомерно отклонен ка основанный на неверном толковании норм права.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 2915/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.