Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Козловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-504/2022 по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 (до заключения брака ФИО7) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также- ГУ ОПФ по АО и НАО) о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы должности участковой медсестры консультативно-экспертного наркологического отделения в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области "Архангельский областной психоневрологический диспансер" с 12 августа 1999 г. по 13 января 2003 г, периоды переводов на должность медицинской сестры процедурной отделения психиатрической помощи взрослым с 06 августа по 07 сентября 2018 г, с 10 сентября по 28 сентября 2018 г, с 01 октября по 12 октября 2018 года, назначить пенсию с 27 апреля 2021 г.
Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, ФИО11 просила обязать ответчика включить в стаж работы периоды с 18 января по 16 февраля 2005 г, с 13 сентября по 15 сентября 2019 г, с 28 сентября по 18 декабря 2019 г, 31 декабря 2019 г, с 01 марта по 21 марта 2020 г, 22 марта 2020 г, с 09 апреля по 13 апреля 2020 г.
В обоснование требований указала, что 27 апреля 2021 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчик в назначении пенсии отказал по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не включены периоды работы в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области "Архангельский областной психоневрологический диспансер" с 12 августа 1999 г. по 13 января 2003 г, периоды переводов на должность медицинской сестры процедурной отделения психиатрической помощи взрослым с 06 августа по 07 сентября 2018 г, с 10 сентября по 28 сентября 2018 г, с 01 октября по 12 октября 2018 г. Полагает решение пенсионного органа об исключении данного периода из специального стажа незаконным, поскольку в спорные периоды работала в режиме полного рабочего дня на полную ставку в особых условиях труда, работа была связана непосредственно с обслуживанием психических больных.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 27 апреля 2022 г. исковые требования ФИО10 удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в стаж работы ФИО7, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 12 августа 1999 г. по 28 февраля 2000 г, с 01 марта 2000 г. по 13 января 2003 г, с 06 августа 2018 г. по 07 сентября 2018 г, с 10 сентября по 28 сентября 2018 г, с 01 октября по 12 октября 2018 г, с 13 сентября по 15 сентября 2019 г, с 28 сентября по 18 декабря 2019 г, 31 декабря 2019 г, 01 марта 2020 г, с 02 марта по 21 марта 2020 г, 22 марта 2020 г, с 09 апреля по 13 апреля 2020 г. и назначить ей страховую пенсию по старости с 27 апреля 2021 г.
В удовлетворении исковых требований ФИО12 о возложении обязанности включить в стаж периоды работы в остальной части отказано.
С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО13 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 сентября 2022 г. решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 27 апреля 2022 г. отменено в части. Принято новое решение, которым исковые требования ФИО14. к Государственному учреждению ? Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в стаж работы ФИО15 периоды работы с 06 августа по 07 сентября 2018 г, с 10 сентября по 28 сентября 2018 г, с 01 октября по 12 октября 2018 г.
В удовлетворении исковых требований ФИО7 о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в остальной части, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО16 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе ФИО17 ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставление в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований не усматривает.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также-Федеральный закон N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьей 8 страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
Списком N 2 от 26 января 1991 г. в разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеет младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка, код позиции 2260000в.
В силу п.5 Правил N516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года N 5"0 порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Как следует из Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и письма Минздрава РФ от 23 августа 1993 г. N05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку N 2, разделу XXIV следует руководствоваться следующим: "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. При этом в указанном письме приведены виды деятельности младшего медицинского персонала, в том числе младшей медицинской сестры по уходу за больными, относящегося к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, а именно: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 12 августа 1999 г. истец работала в должности медсестры в консультативно-экспертном наркологическом отделении Государственного учреждения здравоохранения "Архангельский областной психоневрологический диспансер", 14 января 2013 г. переведена на должность медсестры амбулаторного приема консультативно-экспертного наркологического отделения, 28 февраля 2015 г. переведена на должность медсестры консультативно-экспертного наркологического отделения.
27 апреля 2021 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 45 лет.
Решением ответчика N от 07 мая 2021 г. в назначении пенсии истцу отказано в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Из решения от 07 мая 2021 г. следует, что страховой стаж истца на дату обращения определен продолжительностью 24 года 07 месяцев 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет 05 месяцев 22 дня, специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" - 09 лет 05 месяцев 09 дней; из указанного стажа исключены оспариваемые истцом периоды работы.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 14 марта 2000 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор возлагая на ответчика обязанность включить спорные периоды с 12 августа 1999 г. по 28 февраля 2000 г, с 01 марта 2000 г. по 13 января 2003 г, с 06 августа по 07 сентября 2018 г, с 10 сентября по 28 сентября 2018 г, с 01 октября по 12 октября 2018 г, с 13 сентября по 15 сентября 2019 г, с 28 сентября по 18 декабря 2019 г, 31 декабря 2019 г, 01 марта 2020 г, с 02 марта по 21 марта 2020 г, 22 марта 2020 г, с 09 апреля по 13 апреля 2020 года в специальный стаж истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что в оспариваемые периоды работы истец осуществляла трудовую деятельность в учреждении здравоохранения и в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, непосредственно обслуживая больных, работа истца по приему больных в диспансере и на участке составляла более 80 процентов рабочего времени. Поскольку с включением данных периодов, и стажа, учтенного пенсионным органом, у истца будет достаточно для назначения пенсии стажа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного выше закона, то суд первой инстанции возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 27 апреля 2021 года.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в специальный страховой стаж периодов работы после 1 января 2013 г, судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда указала, что для включения спорных периодов работы истца, имевших место после 1 января 2013 г, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, необходимо не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за физических лиц, занятых на работах, которые указаны в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Сам по себе факт работы истца не влечёт автоматически возникновения права на льготное пенсионное обеспечение. Для его возникновения необходимо подтверждение работы не менее 80 процентов рабочего времени (полная занятость), а также данных о характере работы. При этом не все работники, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.
Установив, что работа истца в спорные периоды в должности медсестры консультативно-экспертного наркологического отделения не соответствовали вредному или опасному классу условий труда, принимая во внимание, что периоды работы с 1 января 2013 г. отражены работодателем без указания кода льготных условий труда, уплата страховых взносов по дополнительным тарифам с указанной даты не производилась, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для включения указанных спорных периодов в специальный стаж, поскольку работодатели не подтвердили факт работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения - части 2 статьи 14, части 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пункту 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, согласуются с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 декабря 2009 г. N 1580-0-0.
Как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Пунктом 4 названных Правил определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, Списка N 2 от 26 января 1991 г, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 и иных вышеприведенных нормативных положений, необходимым условием для включения в стаж по Списку N2 работы является доказанность истцом постоянно полный рабочий день работы, связанной с уходом за больными.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Оценив представленные в материалы доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в числе которых, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, трудовая книжка истца, акты по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о специальном страховом (трудовом) стаже от 23 марта 2020 г. и от 20 мая 2021 г, подписанным страхователем без каких-либо возражений по нему, должностная инструкция 124 медицинской сестры кабинета медицинского освидетельствования, суд апелляционной инстанции не установили доказанность истцом работы постоянно полный рабочий день в спорный период, связанной с непосредственным обслуживанием больных в психиатрических учреждениях.
При этом судом не признаны в качестве допустимых доказательств сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды, а также справка, уточняющая особый характер работы, поскольку содержащиеся в них сведения не подтверждены страхователем первичными документами о характере работы истца, следует отметить, что в справке, выданной работодателем сведения о работе истца полный рабочий день с больными не имеется, хронометраж рабочего времени истца с учетом ее должностных обязанностей в подтверждение данного обстоятельства работодателем не составлялся.
Оценка представленных в материалы дела доказательств, произведена судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика не допущено нарушений норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворения иска и для отказа в удовлетворения требований истца.
Предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.