Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Смирновой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-3353/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о признании решений об отказе в перерасчёте пенсии незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании недоплаченной страховой пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя ответчика - ФИО5 (доверенность N от 09.01.2023г.),
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия по тем основаниям, что она является получателем пенсии по старости с 14 ноября 1986 г. Ответчик при перерасчете пенсии в связи с вступлением в силу с 01.02.1998 г. Федерального закона N 113-ФЗ от 21.07.1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" некорректно исчислил коэффициент отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячному в стране-1, 192. Для расчета взят период с ноября 1984 г. по октябрь 1986 г. Ответчик применял данные о среднемесячной заработной плате в РСФСР за указанный период, а по смыслу Федерального закона N 113-ФЗ следовало применять данные о зарплате в СССР. Как следствие, размер страховой пенсии незаконно занижен и составил на 01 февраля 2022 г. - 32424 руб.29 коп. Занижение коэффициента отношения существенно повлияло на размер установленной и выплачиваемой страховой пенсии. Перерасчет ответчиком произведен не был.
Уточнив исковые требования, истец просила признать неправомерным произведенный ответчиком расчет коэффициента отношения среднемесячной заработной платы истца за период с ноября 1984 г. по октябрь 1986 г. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) за тот же период; признать незаконным решение ОПФР по Республике Карелия об отказе (невыплате) в перерасчете отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в стране и размера пенсии; обязать ответчика произвести перерасчет (расчет по закону) отношения ее среднемесячной заработной платы за период с ноября 1984 г. по октябрь 1986 г. к среднемесячной заработной плате в стране СССР за тот же период (рассчитать ее среднемесячный заработок к среднемесячному в стране по цифровым значениям заработной платы в стране СССР по данным Государственной статистики) на дату конвертации пенсионных прав истца на 01.01.2002 г.; обязать ответчика выплатить сумму недоплаты страховой пенсии, возникшей в связи с выплатой пенсии по заниженному отношению ЗР/ЗП за период с 01.01.2002 г. по 31.05.2022 г.; начиная с 01.06.2022 г. производить выплату страховой пенсии в новом размере по отношению ее среднемесячного заработка к среднемесячному в стране, исчисленному по среднемесячной зарплате в стране СССР за период с ноября 1984 г. по октябрь 1986 г.; взыскать судебные расходы.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в суде кассационной инстанции возражал против доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, подтверждается материалами выплатного дела, при назначении пенсии с 28 октября 1986 г. размер пенсии ФИО1 определен с учетом справки о заработной плате за период с ноября 1985 г. по октябрь 1986 г. (12 месяцев до даты назначения пенсии) согласно положениям Закона СССР от 14.07.1956 г.
С ноября 1993 г. на основании личного заявления ФИО1 произведен перерасчет размера пенсии с учетом справки о заработной плате за период с ноября 1984 г. по октябрь 1986 г. (24 месяца до даты назначения) в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
После вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее ФЗ от 17.12.2001 г. N173-Ф3) с 1 января 2002 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались в соответствии с указанным Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 29 Федерального закона N173-Ф3 от 17.12.2001 г. размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу указанного Федерального закона, по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с Федеральным законом N173-Ф3.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. N173-Ф3 (в первоначальной редакции) расчетный размер трудовой пенсии определяется для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК X ЗР / ЗП X СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации.
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц оставляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0, 20.
С учетом изложенного с 01.01.2002 г. исчисление расчетного размера пенсии истца осуществлялось в следующем порядке.
Продолжительность общего трудового стажа ФИО1 до 01.01.2002 г. в календарном исчислении составляет - 32 года 5 месяцев 2 дня, при требуемом стаже 20 лет.
Величина стажевого коэффициента составляла 0, 67 и исчислялась следующим образом: 0, 55 + 0, 01 х (32-20).
При осуществлении пересчета пенсии ФИО1 в связи с вступлением в силу ФЗ от 17.12.2001г. N173-Ф3 с 01.01.2002 г. отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране ответчиком определено за период с 01 ноября 1984 г. по 30 октября 1986 г, к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период, которое составило 1, 192.
Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за 3-й квартал 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.10.2001г. N 720, составила 1671 руб.
К расчетному размеру трудовой пенсии ФИО1 установлено повышение, предусмотренное пунктом "ж" статьи 110 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в размере 92 руб. 66 коп.
Расчетный размер трудовой пенсии по старости ФИО1 по состоянию на 01.01.2002 г. составил 1427 руб. 12 коп. (0, 67 х 1, 192 х 1671 +92, 66).
Материалами выплатного дела подтверждается, что с 01.12.2017 г. на основании заявления от 29.11.2017 г. о перерасчете размера страховой пенсии по старости, в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (увеличение величины индивидуального пенсионного капитала за период до 1 января 2015 г.) произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом периода ухода за ребенком с 01.08.1952 г. по 01.02.1954 г. и замены периодов работы с 13.10.1960 г. по 13.04.1962 г, с 26.06.1965 г. по 26.12.1966 г. периодами ухода за детьми до достижениями ими возраста полутора лет.
В связи с этим продолжительность общего трудового стажа в календарном исчислении составила 29 лет 5 месяцев 24 дня, стажевый коэффициент составил 0, 64 (0, 55 +0, 01 х (29-20). При исчислении указанной величины стажевого коэффициента в общий трудовой стаж не учтены периоды ухода за детьми с 13.10.1960 г. по 13.04.1962 г, с 26.06.1965 г. по 26.12.1966 г. Указанные периоды ухода за детьми учтены при исчислении размера страховой пенсии по старости по нормам части 12 статьи 15 Федерального закона N400-ФЗ с учетом коэффициентов за них.
Разъяснения о порядке расчета размера страховой пенсии по старости даны истцу в письме ОПФР по Республике Карелия от 24.01.2022 г. N
По состоянию на 01.05.2022 г. года размер страховой пенсии по старости ФИО1 составляет 33251 руб, в том числе: 19692, 94 руб. ? фиксированная выплата с учетом повышений лицу, достигшему 80 лет и за работу в районах Крайнего Севера; 13558, 06 руб. - страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" к пенсии ФИО1 производится компенсационная выплата в размере 1560 руб.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, пришел к выводу о том, что произведенный ответчиком расчет стажевого коэффициента истца, расчет коэффициента отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы кассационной жалобы, о неправильном расчете ответчиком коэффициента отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции. И как правильно указал суд апелляционной инстанции данные требования производны от требований истца о признании незаконным решения ОПФР по Республике Карелия об отказе в перерасчете отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в стране и размера пенсии, а также от требований об обязании ответчика произвести перерасчет отношения ЗР/ЗП за спорный период.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.