Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махмудовой Ольги Владимировны к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год, по апелляционной жалобе Махмудовой Ольги Владимировны на решение Нижегородского областного суда от 6 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца - ФИО7 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", опубликованном 27 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 27 ноября 2018 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", опубликованном 30 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 19 декабря 2019 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 4 декабря 2020 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 7 декабря 2020 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 14 декабря 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец Махмудова О.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ей на праве общей долевой собственности с Махмудовым Х.А. (по 1/2) принадлежит объект недвижимости: нежилое здание (столовая) общей площадью 271, 3 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", которое включено в пункты 23173, 22349, 23602, 23683 раздела " "адрес"" Перечня на 2019 год, Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что здание необоснованно включено в указанные Перечни, так как не относится к видам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в указанные Перечни незаконно возлагает на истца обязанность оплаты налога на имущество в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 23173, 22349, 23602, 23683 раздела " "адрес"" Перечня на 2019 год, Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Махмудовой Ольги Владимировны о признании недействующими пунктов 23173, 22349, 23602, 23683 раздела "город Нижний Новгород" Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, утвержденных приказами министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615, от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19, от 19 ноября 2020 года N 326-631667/20, от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/1 - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Махмудова О.В. просила решение Нижегородского областного суда от 6 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представило возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - Рамейкин А.А доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что фотографии здания, приобщенные к материалам по его ходатайству судом первой инстанции, сделаны в июле 2022 года.
С судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года N 169 "О налоге на имущество физических лиц" установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 2.2); для прочих объектов налогообложения - 0, 5 процента (пункт 2.3).
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области изданы:
приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пришел к правильному выводу, что приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, которыми утверждены Перечни на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
В пункты 23173, 22349, 23602, 23683 раздела "город Нижний Новгород" Перечней на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", которое принадлежит на праве общей долевой собственности Махмудовой О.В. и Махмудову Х.А. (по 1/2 доли) - т.1 л.д.110.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) следует, что объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение "адрес", имеет общую площадь 271, 3 кв. м, назначение: нежилое, наименование: здание (столовая), количество этажей - 1, год завершения строительства - 1952 (т.1 л.д.16).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно выписке из ЕГРЮЛ нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" с наименованием: здание (столовая), расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования: общественное питание, а также из установленных судом обстоятельств, что согласно представленному казенным предприятием "адрес" "Нижтехинвентаризация - БТИ "адрес"" техническому паспорту на спорный объект недвижимости по состоянию на 14 июня 2007 года и представленному административным истцом техническому паспорту на нежилое здание (строение), изготовленному ГП НО "Нижтехинвентаризация" - Нижегородский городской филиал по состоянию на 29 июня 2012 года, здание имеет следующие характеристики: наименование: производственно-офисный комплекс, экспликация плана здания включает наименование помещений: лестничные клетки, подсобные помещения - 7 (116, 7 кв. м), холл, холодильники (38, 7 кв. м), овощной склад (17, 2 кв. м), чистка (9, 0 кв. м), нарезка (9, 7 кв. м), заправка (10, 0 кв. м), моечная (11, 3 кв. м), склад готовой продукции (15, 8 кв. м), упаковка (10, 4 кв. м), фасовка (28, 5 кв. м), кухня (72, 4 кв. м), яичный цех (5, 0 кв. м), мясной цех (4, 9 кв. м), рыбный цех(4, 9 кв. м), хоз. склады - 6 (27, 4 кв. м), офисные помещения - 7 (175, 4 кв. м), балкон. Проанализировав указанную техническую документацию, суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней, а также на начало налоговых периодов 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года и 1 января 2022 года, документы технического учета помещений спорного здания площадью более 80% общей площади этого здания позволяли отнести спорный объект к объекту общественного питания в понимании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент утверждения оспариваемых Перечней принадлежащее административному истцу здание располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем объекта общественного питания, и в соответствии с документом технического учета здание столовой с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 271, 3 кв. м содержит помещения (подпомещения), предназначенные для организации общественного питания, при этом их площадь составляет более 20% от общей площади здания, в связи с чем указанное здание предусматривает размещение в нем объекта общественного питания, что является достаточным основанием для включения его в Перечни на 2019 год, 2010 год, 2021 год и на 2022 год.
Вместе с тем, делая выводы о том, что на момент утверждения оспариваемых Перечней здание с кадастровым номером "данные изъяты" располагалось на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования "общественное питание", суд первой инстанции исходил из выписок из ЕГРЮЛ на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" от 8 июля 2021 года и от 29 сентября 2022 года (т.1 л.д.23, 175), в которых указана дата присвоения кадастрового номера данного земельного участка 11 февраля 2021 года. Указанные выписки подтверждают вид разрешенного использования указанного земельного участка, начиная с даты выдачи первой выписки - 8 июля 2021 года, и не могут подтверждать вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на юридически значимые даты утверждения Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год, поскольку на эти даты земельному участку кадастровый номер еще не был присвоен.
Согласно информации от 25 января 2023 года, предоставленной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Нижегородской области, по состоянию на 12 ноября 2018 год, 25 ноября 2019 года, 19 ноября 2020 года, сведения о земельном участке на котором было расположено здание с кадастровым номером "данные изъяты" в ЕГРН отсутствовали.
По состоянию на 25 ноября 2021 года здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение "адрес", который имеет вид разрешенного использования "общественное питание".
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 11 февраля 2021 года с видом разрешенного использования "общественное питание" на основании Приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области от 8 апреля 2020 года N 07-02-03/36, земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Вид разрешенного использования данного земельного участка указан как "общественное питание" в межевом плане от 25 января 2021 года (т.1 л.д.159-173). Данный земельный участок с 6 июля 2021 года находится в общей долевой собственности Махмудовой О.В. и Махмудову Х.А. (по 1/2 доли) - т.1 л.д.175, 179.
Таким образом, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2022 года - 25 ноября 2021 года здание с кадастровым номером "данные изъяты" располагалось на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0090010:253 с видом разрешенного использования "общественное питание", что является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень на 2022 год по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "общественное питание" в полной мере соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с ко "адрес".6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412, предусматривающему размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Вид разрешенного использования земельного участка "общественное питание" является безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет размещать на нем объекты общественного питания, а административный истец, как собственник земельного участка, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, а также вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием, однако своим правом об изменении вида разрешенного использования земельного участка в юридически значимый период не воспользовался.
Как указано выше, суд первой инстанции из представленного казенным предприятием Нижегородской области "Нижтехинвентаризация - БТИ Нижегородской области" технического паспорта на объект недвижимости по состоянию на 14 июня 2007 года и представленного административным истцом технического паспорта на нежилое здание (строение), изготовленного ГП НО "Нижтехинвентаризация" - Нижегородский городской филиал по состоянию на 29 июня 2012 года, установил, что здание имеет следующие характеристики: наименование: производственно-офисный комплекс, по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней, а также на начало налоговых периодов 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года и 1 января 2022 года, документы технического учета помещений спорного здания площадью более 80% общей площади этого здания позволяли отнести спорный объект к объекту общественного питания в понимании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции, проанализировав технический паспорт на объект недвижимости по состоянию на 14 июня 2007 года и технический паспорт на объект недвижимости по состоянию на 29 июня 2012 года, не учел, что данные технические паспорта выданы на иной объект недвижимости, расположенный по адресу Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Московский район, ул. Лучистая, д. 13, который не является предметом настоящего спора: здание производственно-офисного комплекса, литер Б, Б1, число этажей - два, год ввода в эксплуатацию литера Б - 1952, год реконструкции литера Б - 2005, год постройки литера Б1 - 2005, общая площадь по техническому паспорту по состоянию на 14 июня 2007 года - 670, 6 кв. м, по состоянию на 25 июня 2012 года - 668, 2 кв. м (т.1 л.д.92-99, 25-оброт, 26-32).
Вместе с тем в материалы дела в суд первой инстанции также был представлен кадастровый паспорт от 26 декабря 2008 года, составленный Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", на двух листах, на объект недвижимости, являющийся предметом настоящего спора, расположенный по адресу Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Московский район, ул. Лучистая, д. 13: здание столовой, литер А, количество этажей - один, год ввода в эксплуатацию 1952, общая площадь - 271, 3 кв. м (т.1 л.д.25, 26-оборот).
Кроме того в материалы дела представлен технический паспорт, составленный Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация", по состоянию на 31 августа 2004 года на объект недвижимости, являющийся предметом настоящего спора, расположенный по адресу Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Московский район, ул. Лучистая, д. 13: здание столовой, литер А, назначение - общественное питание, число этажей - один, год постройки 1952, общая площадь - 271, 3 кв. м, согласно экспликации состоит из помещений: кухня 49, 7 кв. м, коридор 6, 7 кв. м, склады 84, 4 кв. м и 24, 4 кв. м, тамбуры 1, 1 кв. м и 6, 7 кв. м, кладовка 1, 6 кв. м, зал 73, 9 кв. м, буфет 22, 8 кв. м. (т.1 л.д.119-оборот- 126).
Таким образом, сумма площадей помещений кухни (49, 7 кв. м), зала (73, 9 кв. м) и буфета (22, 8 кв. м.) равна 146, 4 кв. м, что составляет 53, 9% от общей площади здания 271, 3 кв. м.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования": 3.1. предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг; 3.6. буфет: Предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары; 3.8. столовая: Предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения, введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года N 191-ст установлено, что к 3. предприятием общественного питания (предприятие питания) является объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (пункт 3). Зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) - специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него (пункт 16). Типы предприятий питания подразделяются, в том числе на буфет - предприятие общественного питания, находящееся в общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия (пункт 31); столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню (пункт 33).
При таких обстоятельствах нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" правомерно отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, так как в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) более 20 % общей площади здания предназначено для использования в целях размещения объектов общественного питания.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что в материалы дела представлены фотографии, подтверждающие, что спорный объект имеет неудовлетворительное, аварийное состояние, в связи с чем данное здание не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку здание было включено в оспариваемые Перечни не по фактическому использованию, а по иным основаниям.
Не имеют правового значения и доводы административного истца о невозможности фактического использования здания, так как для включения объекта в оспариваемые Перечни достаточно, чтобы объект отвечал хотя бы одному из критериев, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из объяснений представителя административного истца в суде апелляционной инстанции следует, что представленные административным истцом фотографии сделаны в июле 2022 года, соответственно они не могут подтверждать состояние здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на даты принятия Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год. Относимых и допустимых доказательств признания спорного здания аварийным по состоянию на дату принятия оспариваемых Перечней административным истцом не представлено, не имеется таких доказательств и в материалах дела. Указанное здание до настоящего времени с кадастрового учета не снято.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 6 октября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Махмудовой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.