Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре
ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Иглиной Валерии Александровны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе Финансового управления администрации города Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 1 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного ответчика финансового управления администрации города Оренбурга Степановой Е.С, представителя административного ответчика министерства финансов Оренбургской области Мирзоян С.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Иглина В.А. обратилась в Оренбургский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2019 года, на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить административному истцу за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г. Оренбурга не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
4 октября 2021 года судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство N-ИП о предоставлении Иглиной В.А. специализированного жилого помещения, однако решение суда не исполнено. Административный истец полагает, что в результате бездействия должностных лиц нарушено право на исполнение в разумный срок решения суда о возложении обязанности на муниципальный орган предоставить благоустроенное жилое помещение.
Административный истец Иглина В.А. просила суд взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 130 000 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 7 000 руб.
Решением Оренбургского областного суда от 1 ноября 2022 года административные исковые требования Иглиной Валерии Александровны удовлетворены частично.
С муниципального образования "город Оренбург" в лице финансового управления администрации г. Оренбурга за счет средств бюджета муниципального образования "город Оренбург" в пользу Иглиной Валерии Александровны взысканы компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 2 500 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части Иглиной Валерии Александровне отказано.
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации г. Оренбурга просило указанное решение суда от 1 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований в отношении финансового управление администрации г. Оренбурга отказать в полном объеме, взыскать компенсацию с министерства финансов Оренбургской области.
Министерство финансов Оренбургской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга ФИО8, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства финансов Оренбургской области ФИО7, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Статьей 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) установлено, что исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу. Указанные правила определения разумного срока судопроизводства по делу, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.
Исходя из положений части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 40, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ).
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ), судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации).
В пунктах 48, 55, 56, 56.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 разъяснено, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 434 ГПК РФ). В общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта. Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" (далее - Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ) государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений переданы органам местного самоуправления Оренбургской области и обеспечиваются за счет субвенций, которые распределяются между муниципальными образованиями области по утвержденной методике, обеспечивающей равные возможности муниципальных образований в исполнении переданных полномочий.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2019 года, вступившим в силу 29 октября 2019 года, по гражданскому делу N 2-5002/2019 на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить Иглиной В.А. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
На основании исполнительного листа серии ФС N 038067107, выданного 23 сентября 2021 года Ленинским районным судом г. Оренбурга, который 4 октября 2021 года поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области для исполнения, судебный пристав-исполнитель 4 октября 2021 года возбудил исполнительное производство N-ИП о предоставлении Иглиной В.А. жилого помещения, которым должнику - администрации г. Оренбурга предложено в 5-дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа, а при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительных документов, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В ходе совершения исполнительных действий по указанному исполнительному производству судебный пристав-исполнитель совершал необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе 17 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации г. Оренбурга исполнительского сбора размере 50 000 руб.
21 марта 2022 года в адрес администрации г. Оренбурга судебным приставом-исполнителем вынесены предупреждение о предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за неисполнение вступившего в законную силу решения суда; требование о предоставлении информации; постановление о назначении администрации г. Оренбурга нового пятидневного срока исполнения решения суда.
21 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесены предупреждение о предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за неисполнение вступившего в законную силу решения суда; постановление о назначении администрации г. Оренбурга нового пятидневного срока исполнения решения суда.
Администрация г. Оренбурга сообщила судебному приставу - исполнителю, что муниципальному образованию "город Оренбург" на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений объем выделенных субвенций на 2022 год составил 237 895 300 руб. В 2021 году заключены муниципальные контракты на приобретение 74 жилых помещений путем участия в долевом строительстве со сроком исполнения в 2023 году с оплатой 50% за счет средств субвенций 2021 года, 50% - за счет субвенций 2022 года. На основании муниципального контракта от 13 декабря 2021 года "Специализированный застройщик Оренбургстрой" обязуется передать заказчику объекты (жилые помещения) в соответствии с приложениями к муниципальному контракту 1 и 2 в срок не позднее 1 июня 2023 года. Учитывая дату вступления решения суда в законную силу, взыскатель вошла в список получателей жилых помещений, являющихся объектами договора участия в долевом строительстве.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года администрация г. Оренбурга освобождена от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя от 17 декабря 2021 года.
Судом установлено, что общая продолжительность исполнения решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2019 года с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (4 октября 2021 года) по день принятия решения суда по настоящему делу (1 ноября 2022 года) составила 1 год 28 дней, общий срок исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу (29 октября 2019 года) - 3 года 3 дня, в связи с чем судом сделан вывод, что общий срок исполнения вступившего в законную силу решения суда не может быть признан разумным, поскольку не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия администрации г. Оренбурга, которая является должником по исполнительному производству, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решений суда.
Сроки, установленные частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ, для обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок административным истцом соблюдены.
Разрешая заявленные требования административного истца, суд учел, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что административный истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и жилое помещение административному истцу не предоставлено. Принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд пришел к обоснованному выводу, что общий срок исполнения вступившего в законную силу решения суда не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия административного ответчика не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда. В данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, при этом за задержку исполнения решения суда административный истец ответственности не несет.
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая требования административного истца, меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, доводы возражений административного ответчика, а также с учетом принципов разумности и справедливости, пришел к выводу, что требуемая административным истцом сумма является завышенной и определилразмер компенсации в сумме 40 000 руб.
Разрешая вопрос о том, кто является надлежавшим административным ответчиком, суд исходил из того, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июля 2019 год по гражданскому делу N 2-5002/2019 обязанность по предоставлению административному истцу жилого помещения возложена на орган местного самоуправления - администрацию г. Оренбурга, должником по исполнительному производству в целях принудительного исполнения решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июля 2019 года, является администрация г. Оренбурга.
В соответствии со статьей 6 Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ субвенции муниципальным образованиям области на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан предусматриваются в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодно, в том числе муниципальному образованию "город Оренбург".
Соответственно исполнение решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 июля 2019 года по гражданскому делу N 2-5002/2019 производится муниципальным образованием "город Оренбург" в лице финансового управления администрации г. Оренбурга, поэтому суд присудил административному истцу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета муниципального образования города Оренбург.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах и сделаны при правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал о несогласии с выводом суда о том, что органы государственной власти Оренбургской области не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан и, следовательно, не являются субъектами исполнения судебного акта о предоставлении жилья указанной категории граждан, о несогласии с выводом о том, что исполнение решения суда по гражданскому делу производится муниципальным образованием г. Оренбурга за счет средств бюджета муниципального образования г. Оренбурга, а также сослался на положения части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Судебная коллегия находит указанные доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание, вместе с тем такие доводы не влекут отмену решения суда по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В том числе допускается передавать органам местного самоуправления полномочия, предусмотренные подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленных законом случаях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
В соответствии с Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ, органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список таких лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области на неограниченный срок (статья 3). Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (пункт 1 части 1 статьи 4). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов субвенций из областного бюджета, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объем субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий определяется в соответствии с методикой расчета субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Оренбургской области согласно приложению к настоящему Закону. Предоставление субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год (статья 6).
Таким образом, финансирование расходов на предоставление детям-сиротам жилых помещений в Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления Оренбургской области субвенций в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Аналогичная норма предусмотрена статьей 10 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ
Как указано выше, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2019 года по гражданскому делу N 2-5002/2019 на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить Иглиной В.А. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели, по договору жилое помещение.
Поскольку решением суда обязанность исполнить судебный акт возложена именно на администрацию г. Оренбурга, то этот орган указан в исполнительном листе в качестве должника, а также именно в отношении администрации г. Оренбурга как должника возбуждено исполнительное производство.
Само по себе указание в решении суда, исполнительном листе, постановлении о возбуждении исполнительного производства о том, что жилое помещение должно быть предоставлено администрацией г. Оренбурга за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели, не свидетельствует о том, что исполнение решения суда по данному гражданскому делу должно производится субъектом Российской Федерации. Напротив решением суда обязанность исполнить судебный акт возложена только на администрацию г. Оренбурга, каких-либо обязанностей на конкретный орган государственной власти Оренбургской области решение суда по гражданскому делу не возлагает.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что по ведомственной структуре расходов бюджета г. Оренбурга за финансовым управлением администрации г. Оренбурга не закреплены полномочия по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан, указанные полномочия закреплены за УЖКХ администрации г. Оренбурга, который является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Оренбурга и от ее имени осуществляет полномочия в области жилищных отношений.
Такие доводы апелляционной жалобы также не влекут отмену решения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 разъяснено, что суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта. По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (пункт 34).
Согласно статье 6 Бюджетного кодекс Российской Федерации финансовыми органами являются, в том числе органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). По делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, главных распорядителей бюджетных средств. Под главными распорядителями средств соответствующего бюджета, по смыслу указанных норм Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, понимаются, в том числе главные распорядители средств бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 35).
Под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 КАС РФ, понимаются: з) по искам к органам местного самоуправления об исполнении требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера - орган местного самоуправления, на которого в соответствии с решением суда возложена указанная обязанность; орган по месту открытия должнику счета как получателю средств соответствующего бюджета как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 36).
В соответствии с Положением о финансовом управлении администрации г. Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года N 133 (далее Положение), финансовое управление администрации города Оренбурга (далее управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по экономике и финансам. Управление имеет самостоятельный баланс, счета в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим наименованием и с изображением герба г. Оренбурга, штампы и бланки установленного образца (п. 1.5 Положения). Управление от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Положения). Управление исполняет бюджет г. Оренбурга по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета (пункт 2.2.8 Положения). Управление исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета г. Оренбурга (пункт 2.2.21).
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что надлежащими административными ответчиками по делу являются администрация города Оренбурга и финансовое управление администрации города Оренбурга, а решение о присуждении компенсации за счет средств казны муниципального образования подлежит исполнению финансовым органом муниципального образования, в связи с чем правильно взыскал компенсацию с муниципального образования "город Оренбург" в лице финансового управления администрации города Оренбурга за счет бюджета данного муниципального образования.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что в материалы дела предоставлены справки об освоение денежных средств за период с 2019 года по 2022 год, свидетельствующие о том, что выделенные денежные средства освоены в полном объеме; письма УЖКХ администрации г. Оренбурга о направлении в министерство социального развития Оренбургской области информации о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о необходимой общей площади жилых помещений, о количестве вступивших в законную силу и неисполненных решений судов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; письмо главы г. Оренбурга Вице-губернатору - заместителю председателя правительства Оренбургской области по социальной политике - министру здравоохранения от 2 декабря 2020 года об увеличении объема финансирования на обеспечение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, необходимых для исполнения решений суда; из представленных документов следует, что администрация г. Оренбурга неоднократно обращалось за выделением дополнительного финансирования. Кроме того, администрация города Оренбурга предприняла все меры, направленные на исполнение судебного акта, неоднократно обращалась с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, самостоятельно, за счет внутренних резервов были выделаны денежные средства на приобретение дополнительных метров, ежеквартально направлялась информация о потребности по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, в свою очередь, доказательств того, что государственные органы субъекта Российской Федерации, на которые возложена обязанность по выделению денежных средств для исполнения решения суда действовали эффективно и использовали все имеющиеся у них ресурсы для достижения цели исполнения решения суда в первую инстанции предоставлено не было.
Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (пункт 1). Поскольку сам факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда (пункт 40). Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ).
Кроме того, как правильно указал суд, доводы финансового управления администрации г. Оренбурга о невозможности исполнения решения суда в установленный срок ввиду отсутствия достаточного финансирования для исполнения решений суда по предоставлению жилых помещений, как и о принятии всех необходимых мер для исполнения решения суда, не является правовым основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Взыскивая компенсацию с финансового органа муниципального образования, а не с министерства финансов Оренбургской области, суд с учетом положений части 3 статьи 1 и пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ и разъяснений, содержащихся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, правильно исходил из того, что обязанность предоставить административному истцу жилое помещение решением суда возложена на администрацию муниципального образования г. Оренбурга, а не на органы государственной власти Оренбургской области.
Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на недостаточное финансирование мероприятий, направленных на обеспечение жильем лиц соответствующей категории не может служить основанием для освобождения муниципального образования г. Оренбург от обязанности по исполнению судебного акта либо для увеличения срока его исполнения.
Судебная коллегия приходи к выводу, что право административного истца на исполнение должником в разумный срок обязанности, возложенной на него вступившим в законную силу судебным актом, принятым в целях восстановления нарушенного права административного истца на своевременное обеспечение жильем, предусмотренного федеральным законодательством, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, не может быть поставлено в зависимость исключительно от особенностей того или иного вида финансирования и реализации соответствующих мероприятий.
Само по себе то обстоятельство, что на исполнении у должника находится значительное количество судебных решений, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 1 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управления администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.