Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калитина Александра Валентиновича о признании недействующим нормативного правового акта в части по апелляционной жалобе Думы городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 24 ноября 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красновой Н.П, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Калитин А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61 в редакции Решения Думы от 29.12.2020 года N 45, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а также земельного участка площадью 118 кв. м в следующих координатах характерных точек: "данные изъяты" к территориальной зоне -зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4);
признать недействующим Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером N а также земельного участка площадью 118 кв. м в приложенных координатах.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: N расположенный по адресу: "адрес" К этому участку прилегает земельный участок площадью 118 кв.м, который он хотел приобрести в аренду. Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самары от 25.04.1022 года N РД-563 ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 118 кв. м в аренду со ссылкой на расположение в границах земельного участка красных линий проезда и в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку закрепление в Правилах землепользования и застройки городского округа Самара территориальной зоны Ж-4 осуществлено без учета существующего землепользования и с ограничением прав на использование земельных участков по назначению с уже установленным видом разрешенного использования. Указывает на то, что на земельный участок с кадастровым номером N, а также на испрашиваемый земельный участок распространен правовой режим территориальной зоны Ж-4, не разрешающий размещение индивидуальной жилой застройки и иные виды использования, связанные с индивидуальной застройкой; установление красных линий осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Определением Самарского областного суда от 10 ноября 2022 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Калитина А.В. об оспаривании Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка площадью 118 кв. м согласно приложенным координатам.
Решением Самарского областного суда от 24 ноября 2022 года требования Калитина А.В. удовлетворены. Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в редакции решения Думы от 29.12.2020 года N 45 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка площадью 118 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" к территориальной зоне -зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
В апелляционной жалобе Дума городского округа Самара просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокурором, участвующим в деле поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит решение Самарского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ФЗ N131 от 06.10.2003 года утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям техническим регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1 -3 статьи 32 ГрК РФ).
Пунктом 1 статья 33 ГрК РФ предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования в муниципальном районе изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч.2 ст.33 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что решение Думы г.о. Самара N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Самаре" принято уполномоченным органом, и по процедуре его принятия административным истцом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Калитину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 624, 1 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенный по адресу: "адрес", к которому примыкает земельный участок площадью 118 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" с координатами, определенными планом границ земельного участка, выполненным 21.11.2022 года ООО " "данные изъяты"
Как следует из материалов дела (карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы от 26.04.2001 года с учетом внесения в них изменений решением Думы от 29.12.2020 года N 45) земельный участок с кадастровым номером: N и земельный участок площадью 118 кв.м располагаются в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия Департаментом градостроительства городского округа Самары распоряжения от 25.04.2022 года N РД-563, которым Калитину А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 118 кв. м в аренду.
Согласно Генеральному плану городского округа Самары, утвержденному Решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 года N 539, земельные участки располагались в зоне "Площадки многоэтажного строительства", а в редакции Решения Думы N 539 от 05.12.2019 года зона расположения участков была обозначена как "Планируемые территории многоэтажного строительства".
В соответствии со сведениями, содержащими в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, в Генеральном плане в редакции Решения Думы городского округа Самары от 29.04.2022 N 182 земельные участки расположены в функциональной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования.
Ссылка Думы городского округа о том, что противоречие в функциональном и территориальном зонировании земельных участков устранено решением Думы городского округа Самара от 27 декабря 2022 года N 265 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, отклоняется как несостоятельная, поскольку по смыслу положений пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.
Таким образом, суд проверяет соответствие оспариваемых норм имеющему большую силу законодательству, действующему на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем не подлежит удовлетворению ходатайство Думы городского округа Самара о прекращении производства по делу.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что Правила землепользования застройки городского округа Самары в части противоречат градостроительному законодательству, нарушают права и законные интересы административного истца, в силу чего обоснованно признаны судом первой инстанции недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены судебного акта в порядке апелляционного производства.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судом не допущено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.