г. Нижний Новгород 14 февраля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Сапожникова "данные изъяты" к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, БУ Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по частной жалобе Сапожникова "данные изъяты" на определение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 января 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления
установил:
Сапожников В.А. 30 декабря 2022 года обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства - здания с кадастровым номером N, общей площадью 571, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 870 000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 января 2023 года Сапожникову В.А. отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ).
Не согласившись с указанным определением, Сапожников В.А. подал частную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное со ссылкой на то, что выводы судьи об отсутствие с 1 января 2022 года у административного истца возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года по правилам статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) и необходимости применения нового порядка, предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ противоречат положениям действующего законодательства, и препятствуют ему в реализации права на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, поскольку сделка купли-продажи спорного объекта недвижимости, совершенная им 19 апреля 2021 года имела место до перехода к применению на территории Чувашской Республики положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, а последствия ее совершения в виде обязанности Сапожникова В.А. по уплате налога с продажи возникла в 2022 году, т.е. после принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики соответствующего нормативного-правового акта о переходе к новому порядку о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в том числе, в случае, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как следует из материалов дела, Сапожников В.А. до 24 января 2021 года являлся собственником объекта капитального строительства - здания с кадастровым номером N.
Данный объект недвижимости был включен в принятое в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года N 457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики" (далее - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики N 457), которым его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года была определена в размере 4 773 728, 35 рублей.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости, административный истец Сапожников В.А. 30 декабря 2022 года обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, предоставив отчет об оценке N Ч-1211А/2022 от 4 ноября 2022 года, выполненный частнопрактикующим оценщиком Кудряшовым Д.Г, согласно которому рыночная стоимость спорного здания по состоянию на 1 января 2018 года составляет 870 000 рублей.
Отказывая в принятии административного искового заявление, судья исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в ином порядке, что в свою очередь влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
С таким выводом судьи суд апелляционной инстанции соглашается в силу следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из представленного материала усматривается, что истцом оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая определена по состоянию на 1 января 2018 года в порядке массовой кадастровой оценки на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года N 457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики". Оценка проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным на вопрос 2 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ. Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Давая толкование приведенным нормам права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что по общему правилу определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в порядке, определенном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ возможно с 1 января 2023 года, до указанной даты устанавливается переходный период. В этот период кадастровая стоимость объекта недвижимости в отдельном субъекте РФ может быть установлена бюджетным учреждением в размере его рыночной стоимости, только если высший исполнительный орган государственной власти субъекта принял решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ. Если в субъекте оно принято, с указанной в нем даты положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ применяется в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, статья 22 названного Федерального закона не применяется.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 сентября 2021 года N 451 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2022 года.
Таким образом, с 1 января 2022 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Чувашской Республике применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, а потому оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленной на территории Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2018 года, должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вопреки доводам частной жалобы, с указанной даты в Чувашской Республике не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в порядке реализации которых административный истец в декабре 2022 года обратился в суд для рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с требованиями об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 1 января 2018 года.
Поскольку с 1 января 2022 года на территории Чувашской Республики начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, а в суд административный истец обратился после указанной даты (30 декабря 2022 года (л.д.7)), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении заявления Сапожникова В.А. подлежит применению новое правовое регулирование, и обоснованно отказал в принятии административного искового заявления.
Доводы частной жалобы Сапожникова В.А. об обратном основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем не опровергают вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для принятия административного искового заявления.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данными на вопрос 9 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г, в случае подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Вопреки доводам частной жалобы, обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.
Оснований для удовлетворения частной жалобы Сапожникова В.А. и отмены обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 января 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления оставить без изменения, частную жалобу Сапожникова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.