Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2023 г. N 80-ИКАД23-1-А4 настоящее определение оставлено без изменения
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульянова Ильи Михайловича об оспаривании постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 6 сентября 2022 года N 7/58-7 по апелляционной жалобе Ульянова Ильи Михайловича на решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Избирательной комиссией Ульяновской области от 6 сентября 2022 года N 7/58-7 "О передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" (Постановление N 7/58-7) вакантный мандат депутата Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва передан кандидату, избранному в составе областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, Сидорову Я.С. (N 1 в территориальной группе кандидатов N 1, Карсунский одномандатный избирательный округ N 1).
Ульянов И.М, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва в составе областного списка кандидатов, обратился в Ульяновский областной суд с административным иском о признании незаконным и отмене Постановления N 7/58-7, обязании Избирательной комиссии Ульяновской области передать ему вакантный мандат депутата и зарегистрировать его депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что правом предложить кандидатуру на получение вакантного мандата депутата обладал только комитет УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, притом что в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата он не сообщал и являлся единственным зарегистрированным кандидатом областной части областного списка кандидатов, в которую входил прекративший полномочия депутат Сурайкин М.А.
Решением Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года в удовлетворении требований Ульянова И.М. отказано.
Ульяновым И.М. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и не обоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований с приведением доводов, аналогичных изложенным в административном иске.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Ульяновской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области N 102-ЗО).
В соответствии со статьей 71 Федерального закона N 67-ФЗ:
в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом (пункт 14);
законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) (пункт 15);
кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 16).
Аналогичные нормы содержатся в частях 1 - 3 статьи 76 Закона Ульяновской области N 102-ЗО.
Приведенные законоположения, исходя из их буквального толкования, обязывают избирательную комиссию передать вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному избирательным объединением, если такое предложение поступило в установленный срок.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 года N 576/89-5 выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 18 июля 2018 года N 43/307-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением УЛЬНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", в количестве 64 человек:
в состав общеобластной части списка вошли кандидаты: 1. Сурайкин М.А, 2. Новгородский О.Н, 3. Ульянов И.М.;
в состав территориальной группы N 1, Карсунский одномандатный избирательный округ N 1, списка под N 1 вошел кандидат Сидоров Я.С.
В соответствии с приложением к постановлению Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 года N 57/393-6 депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу от Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ избран Сурайкин М.А, который был зарегистрирован в этом качестве постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 18 сентября 2018 года N 60/401-6.
Сурайкин М.А, Новгородский О.Н. исключены из допущенного к распределению депутатских мандатов областного списка кандидатов (постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 20 сентября 2018 года N 61/405-6, от 4 декабря 2018 года 67/426-6).
Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 24 августа 2022 года N 731/60-6 на основании письменного заявления о сложении своих полномочий с 25 августа 2022 года досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Сурайкина М.А, избранного по областному избирательному округу в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого УЛЬЯНОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ (решением) Центрального Комитета Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 31 августа 2022 года рассмотрена и утверждена кандидатура зарегистрированного кандидата Сидорова Я.С. для замещения вакантного мандата депутата, в нем приведены указания на обстоятельства, исходя из которых его кандидатура является предпочтительной по сравнению с другими кандидатами, включенными в областной список.
5 сентября 2022 года указанное постановление с соответствующим предложением поступило в Избирательную комиссию Ульяновской области, которая 6 сентября 2022 года приняла оспариваемое Постановление N 7/58-7.
При таких обстоятельствах, проанализировав приведенные положения Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Ульяновской области N 102-ЗО в том их истолковании, которое придает им Конституционный Суд Российской Федерации (определение от 6 марта 2013 года N 324-О, постановление от 16 декабря 2014 года N 33-П), суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания Постановления N 7/58-7 незаконным.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и надлежащим образом подтверждены материалами дела.
Судом надлежащим образом проверены и обоснованно отклонены доводы административного истца, повторяющиеся в апелляционной жалобе о том, что правом предложить кандидатуру на получение вакантного мандата депутата обладало только избирательное объединение (комитет УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ), поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что в соответствии с Уставом Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, к которому корреспондируют положения пунктов 15 и 16 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, частей 2 и 3 статьи 76 Закона Ульяновской области N 102-ЗО, эти полномочия относятся к компетенции Центрального Комитета Партии.
Ссылки административного истца на отступление от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в областном списке кандидатов, а также на то, что в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата он не сообщал и являлся единственным зарегистрированным кандидатом областной части областного списка кандидатов, в которую входил прекративший полномочия депутат Сурайкин М.А, о незаконности Постановления N 7/58-7 и о нарушении его пассивного избирательного права не свидетельствуют.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при распределении вакантных депутатских мандатов, имеющихся в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, должна быть учтена очередность расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов. Вместе с тем, исходя из необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов политической партии, прав граждан, зарегистрированных кандидатами в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, и избирателей, учету подлежат обстоятельства, возникшие (открывшиеся) в период после выборов, которые могли повлиять на принятие политической партией решения о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе выдвинутого ею списка кандидатов.
Принимая решение по кандидатуре для передачи вакантного депутатского мандата, коллегиальный руководящий орган политической партии не может действовать произвольно и вправе отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов только в соответствии с уставом партии и только в связи с обстоятельствами объективного характера, такими как степень участия зарегистрированного кандидата в деятельности политической партии в период после выборов, соблюдение им устава партии и т.п.
Такое решение должно содержать указание на обстоятельства, в связи с которыми руководящий орган политической партии отступил от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов, что может быть проверено по существу в судебном порядке (постановления от 16 декабря 2014 года N 33-П, от 19 декабря 2013 года N 28-П, определения от 6 марта 2013 года N 324-О, от 6 июня 2016 года N 1233-О).
Принимая решение по кандидатуре зарегистрированного кандидата Сидорова Я.С. для передачи ему вакантного мандата депутата, Центральный Комитет Партии указал в принятом им постановлении на конкретные обстоятельства объективного характера, в связи с которыми руководящий орган политической партии отступил от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в областном списке кандидатов, что в полной мере согласуется с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия, оценив постановление Центрального Комитета Партии от 31 августа 2022 года и приведенные в нем мотивы отступления от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов, соглашается с выводами суда о правомерности передачи вакантного мандата депутата Сидорову Я.С, будучи убежденной в том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела такое решение не является произвольным, оно направлено на обеспечение баланса прав и законных интересов политической партии, прав граждан, зарегистрированных кандидатами в составе областного списка, и их избирателей.
Приходя к таким выводам, судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что Ульянов И.М. был включен в общеобластную часть списка под N 3 как член Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, при этом решением Внеочередного (чрезвычайного) Съезда Партии от 18 марта 2022 года, то есть задолго до решения вопроса о передаче спорного вакантного мандата депутата, из Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ он был исключен.
При таких обстоятельствах вакантный мандат депутата правомерно был передан предложенному в установленный срок Центральным Комитетом Партии зарегистрированному кандидату Сидорову Я.С.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Избирательная комиссия Ульяновской области передать вакантный мандат депутата Ульянову И.М. была не в праве вне зависимости от наличия либо отсутствия его согласия (отказа) от замещения этого вакантного депутатского мандата.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульянова Ильи Михайловича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 февраля 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.