Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре
ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большева Игоря Геннадьевича о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 19 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Рамейкина Алексея Александровича, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", опубликованном 27 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 27 ноября 2018 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", опубликованном 30 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 19 декабря 2019 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 4 декабря 2020 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 7 декабря 2020 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 14 декабря 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец Большев И.Г. обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером 52:38:0020002:1230, включенный в пункты 245, 237, 218, 300 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год.
Административный истец полагает, что спорное здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение здания в Перечни влечет увеличение налоговой базы на имущество физических лиц и нарушает права административного истца.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 245, 237, 218, 300 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечней на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от 19 августа 2022 года административное исковое заявление Большева Игоря Геннадьевича удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия:
- пункт 245 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18;
- пункт 237 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19;
- пункт 218 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20;
- пункт 300 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21.
На административного ответчика возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, а также в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просило решение Нижегородского областного суда от 19 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С, в заключении полагал необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года N 169 "О налоге на имущество физических лиц" установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 2.2); для прочих объектов налогообложения - 0, 5 процента (пункт 2.3).
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области изданы:
приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пришел к правильному выводу, что приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, которыми утверждены Перечни на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
В пункты 245, 237, 218, 300 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечня на 2019 год, Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", собственником 1/2 доли в общей долевой собственности которого является Большев И.Г.; 1/2 доли в праве собственности является Преснов Р.В.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости и информации от 26 января 2023 года, предоставленной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Нижегородской области, следует, что объект недвижимости здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", имеет общую площадь 965, 5 кв. м, назначение: нежилое, наименование: баня, находится на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для хозяйственной деятельности" (т.1 л.д.206-208, 239-240, т.4 л.д.137).
Согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", составленному ДФГУП "Кулебакитехинвентаризация" ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 26 мая 2003 года (т.1 л.д.26-32, т.3 л.д.234-оброт - 237) и экспликации к нему, данное здание Бани N 1 используется по назначению, в здании расположены помещения со следующими назначениями:
- по 1 этажу: кабинет, торговый зал 34, 5 кв. м (помещение 2), склад, тамбур, зал (помещение 5), касса 11, 8 кв. м (помещение 6), столовая 11, 91 кв. м (помещение 7), бытовка (помещение 8), туалеты (помещения 9 и 11), раздевалки 82, 7 кв. м (помещение 10) и 85, 21 кв. м (помещение 12), лестничные клетки, коридоры, помывочные отделения 95, 82 кв. м (помещение 17) и 95, 48 кв. м (помещение 18), парные отделения 19, 39 кв. м (помещение 19) и 20, 65 кв. м (помещение 21), кочегарка;
- по 2 этажу: лестничные клетки, тамбуры, коридор, душевая 95, 37 кв. м (помещение 5), холл, ванные комнаты 6, 77 кв. м, 9, 79 кв. м, 9, 79 кв. м, 10, 1 кв. м (помещения 7-10), тамбур.
В соответствии с договором аренды нежилого помещения N 613/16 от 2 декабря 2016 года и Актом приема-передачи от 2 декабря 2016 года, являющемуся Приложением N к указанному Договору аренды, Арендодатель ИП Гаврилов И.А. передал, а Арендатор ООО "Альбион-2002" принял в аренду нежилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 130 кв. м, этаж 1, которое является частью нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 965, 45 кв. м. Границы арендуемого помещения согласованы сторонами на прилагаемой к договору аренды схеме помещения (приложение N 1), номера арендуемых помещений на поэтажном плане: помещение N 5 - зал 100, 68 кв. м, помещение N 7 - столовая 11, 91 кв. м, помещение N 8 - бытовка 5, 1 кв. м, помещение N 11 - туалет 6, 16 кв. м, часть помещения N 12 - раздевалка площадью 6, 15 кв. м. Помещение передается в аренду для использования в качестве магазина розничной купли-продажи алкогольной и табачной продукции, товаров народного потребления, продовольственных товаров и прочей продукции. Данный договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует по 31 октября 2021 года (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5) -т.3 л.д.216, т.4 л.д.123-127.
В дальнейшем к Договору аренды нежилого помещения N 613/16 от 2 декабря 2016 года были заключены дополнительное соглашение N 1 от 30 августа 2019 года, согласно которому изменен арендодатель с ИП Гаврилов И.А. на Преснова Р.В. и ИП Большева И.Г, каждому из которых принадлежит по 1/2 доли здания с кадастровым номером "данные изъяты" (т.3 л.д.223-224, т.4 л.д.128-129), а также дополнительное соглашение N 2 от 7 июля 2021 года, согласно которому договор аренды продлен до 31 октября 2031 года (т.3 л.д.225-227, т.4 л.д.130-132).
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что под торговое помещение используется только 130 кв. м, что составляет 13, 46% от общей площади здания, при этом административный истец указал, что остальная часть здания не используется больше 25 лет, находится в аварийном состоянии, заходить в здание опасно: разрушены перекрытия, отсутствует кладка, разрушена кровля, что по мнению суда подтверждается фотоматериалами (т.3 л.д.243-252), из которых следует, что часть стекол в оконных рамах отсутствуют или разбиты; часть оконных рам заколочены, внешняя отделка здания на стенах: плитка, штукатурка - частями отсутствуют, видна кирпичная кладка, кровля находится в аварийном состоянии, внутри здания также усматривается частичное разрушение стен.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
ГОСТ 32670-2014 (Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия), утвержденный межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и введенный в действие с 1 января 2016 года, устанавливает термины и определения основных понятий в области бытовых услуг бань и душевых:
3.4 баня: Организация (исполнитель), оказывающая услуги по очищению и оздоровлению тела потребителя воздействием воды и горячего воздуха или пара или теплых поверхностей в специально устроенных и оборудованных парильных или жарких помещениях общего или индивидуального пользования.
3.6 отделение бани: Группа санитарно-гигиенических помещений со спланированным движением потребителей по функциональной схеме.
3.6.1 банное отделение бани: Группа санитарно-гигиенических помещений для общего пользования: ожидальная, раздевальная, моечная с обмывочными душами, парильная или жаркие помещения с охлаждающим бассейном или без него, туалет.
3.6.2 душевое отделение бани: Группа санитарно-гигиенических помещений для общего пользования: ожидальная, раздевальная, открытые душевые кабины, туалет.
3.7 душевые: Организация (исполнитель), оказывающая услуги по удовлетворению гигиенических потребностей человека в помещениях индивидуального пользования (кабинах закрытого типа с душем, ванной) и поддержанию здоровья за счет воздействия горячего воздуха или пара в помещении общего пользования.
3.7.1 ванно-душевое отделение: Группа санитарно-гигиенических помещений для индивидуального и общего пользования: вестибюль, гардеробная, ожидальная, ванные и душевые кабины закрытого типа, парильная или без нее или только вестибюль, ванные и душевые кабины закрытого типа.
С 1 января 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N-2496-р, которым в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение N1) и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение N2).
Код видов деятельности 96.04 указанного Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, предусматривает физкультурно-оздоровительную деятельность, которая включает: деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.
Код услуг 96.04.10 указанного Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, предусматривает услуги в области физкультурно-оздоровительной деятельности, которые включают: услуги в области физкультурно-оздоровительной деятельности, такие как предоставляемые банями, душевыми, саунами и парными, соляриями, водолечебницами, салонами для сбавления веса и похудения, массажными салонами (за исключением лечебного массажа) и т.п.
Таким образом, деятельность бань относится к бытовым услугам.
В Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения, помещения), которые используются (могут быть использованы) для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть такие объекты, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется в специально установленном порядке.
Как указано выше, согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", составленному ДФГУП "Кулебакитехинвентаризация" ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 26 мая 2003 года (т.1 л.д.26-32, т.3 л.д.234-оброт - 237) и экспликации к нему данное здание Бани N 1 используется по назначению, в здании расположены, в том числе помещения, предусматривающие размещение объектов бытового обслуживания (бани):
- по 1 этажу: раздевалка 82, 7 кв. м (помещение 10), помывочные отделения 95, 82 кв. м (помещение 17) и 95, 48 кв. м (помещение 18), парные отделения 19, 39 кв. м (помещение 19) и 20, 65 кв. м (помещение 21);
- по 2 этажу: душевая 95, 37 кв. м (помещение 5), ванные комнаты 6, 77 кв. м, 9, 79 кв. м, 9, 79 кв. м, 10, 1 кв. м (помещения 7-10), а всего 445, 86 кв. м.
При этом, поскольку часть помещения 12 (раздевалка), сдано в аренду по договору аренды нежилого помещения N 613/16 от 2 декабря 2016 года, то данное помещение к объектам бытового обслуживания не относится.
Также в соответствии с вышеуказанным техническим паспортом к торговым объектам относится помещение 2 (1 этаж): торговый зал 34, 5 кв. м.
Кроме того, к торговым объектам относятся помещения, арендуемые ООО "Альбион-2002" по договору аренды нежилого помещения N 613/16 от 2 декабря 2016 года для использования в качестве магазина розничной купли-продажи алкогольной и табачной продукции, товаров народного потребления, продовольственных товаров и прочей продукции общей площадью 130 кв. м (помещение N 5 - зал 100, 68 кв. м, помещение N 7 - столовая 11, 91 кв. м, помещение N 8 - бытовка 5, 1 кв. м, помещение N 11 - туалет 6, 16 кв. м, часть помещения N 12 - раздевалка площадью 6, 15 кв. м).
Таким образом, сумма площадей нежилых помещений, назначение и наименование которых в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используются для размещения торговых объектов составляет: 445, 86 кв. м (бытовое обслуживание) + 34, 5 кв. м (торговый объект) + 130 кв. м (помещение, арендуемое под торговый объект) = 610, 36 кв. м, то есть 63, 21 % (более 20 %) от общей площади здания 965, 5 кв. м, что является самостоятельным и достаточным основанием для включения здания с кадастровым номером "данные изъяты" в оспариваемые Перечни.
Каких-либо иных документов технического учета (инвентаризации) в отношении спорного объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, не представлено и в материалах дела не имеется.
Доводы административного истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что остальная часть здания, за исключением арендуемого помещения площадью 130 кв. м, не используется больше 25 лет, находится в аварийном состоянии, заходить в здание опасно, разрушены перекрытия, отсутствует кладка, разрушена кровля, что, по мнению суда первой инстанции, подтверждается фотоматериалами, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, как следует из объяснений представителя административного истца в суде апелляционной инстанции, представленные административным истцом фотографии (т.3 л.д.243-252) сделаны в сентябре 2022 года, соответственно они не могут подтверждать состояние здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на даты принятия Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год.
Относимых и допустимых доказательств признания указанного здания аварийным на даты принятия оспариваемых Перечней административным истцом не представлено, не имеется таких доказательств и в материалах дела. Здание до настоящего времени с кадастрового учета не снято, более того, часть здания - помещения площадью 130 кв. м используются под магазин.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, то судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 19 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Большева Игоря Геннадьевича о признании недействующими со дня принятия:
- пункт 245 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18;
- пункт 237 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19;
- пункт 218 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20;
- пункт 300 раздела "городской округ город Кулебаки" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.