Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Алаева Андрея Анатольевича и его защитника ФИО9 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, решение судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Алаева Андрея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года, Алаев Андрей Анатольевич (далее - Алаев А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Алаев А.А. и его защитник ФИО10 просят обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется (пункт 9 Правил).
Форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предполагает, в частности, наличие сведений о времени и месте составления протокола, о должности, подразделении, звании фамилии и инициалах лица, составившего протокол, о согласии либо отказе пройти медицинское освидетельствование, подписи лица, в отношении которого составлен протокол (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 4 августа 2008 года N 676 "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения").
Из смысла частей 3, 5, 6 статьи 27.12 и частей 3, 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пункта 9 Правил, Приказа МВД России от 4 августа 2008 года N 676 следует, что протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения составляются в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяются, в том числе, его подписью.
В случае отказа лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания таких процессуальных актов в них делаются соответствующие записи.
В силу абзаца 8 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 16 апреля 2022 года в 01 час. 22 мин. на "адрес", водитель Алаев А.А. управлял транспортным средством автомобилем "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица.
При наличии указанных признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Алаеву А.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, пройти которое он отказался.
Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, должностным лицом ГИБДД Алаев А.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, пройти которое он согласился, однако, 16 апреля 2022 года в 02 час. 35 мин, находясь в помещении ГБУЗ Республики Башкортостан Исянгуловской ЦРБ, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, Зианчуринский район, с. Исянгулово, ул. Больничная, дом 14, отказался от законного требования медицинского работника пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом N об административном правонарушении от 16 апреля 2022 года (л.д. 3); протоколом N об отстранении от управления транспортным средством от 16 апреля 2022 года (л.д. 4); актом N освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 16 апреля 2022 года с чеком, в котором отражено, что освидетельствование не проводилось (л.д. 8); протоколом N о направлении на медицинское освидетельствование от 16 апреля 2022 года, в котором отражено, что основание для направления является отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 10); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения N от 16 апреля 2022 года (л.д. 12); рапортом старшего инспектора ДПС ГИБДД ФИО11 от 16 апреля 2022 года (л.д. 16); видеозаписью (л.д. 22); показаниями свидетеля старшего инспектора ДПС ГИБДД ФИО12 в межрайонном суде; показаниями свидетеля врача ФИО13 в межрайонном суде, и иными материалами дела, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние Алаева А.А. правильно квалифицировано по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством и протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составлены в соответствии с требованиями статей 28.2, 27.12 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением видеозаписи.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Алаева А.А. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы факт управления Алаевым А.А. вышеназванным транспортным средством подтвержден, в том числе, показаниями допрошенного судьей межрайонного суда сотрудника полиции ФИО14.
Названный сотрудник полиции допрошен судьей межрайонного суда на основании статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его показания отвечают требованиям статьи 26.2 указанного Кодекса.
Обнаружение должностными лицами ГИБДД признаков административного правонарушения, составление ими соответствующих процессуальных документов и совершение иных процессуальных действий при производстве по делу об административном правонарушении сами по себе к выводу об их заинтересованности в исходе дела не приводит.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 мая 2007 года N 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле об административном правонарушении в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Показания допрошенного в качестве свидетеля ФИО15 оценены судьей межрайонного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение заявителя о том, что у сотрудников полиции не имелось законных оснований для направления Алаева А.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения опровергается протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 10).
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы видеозапись, представленная в материалы дела, является надлежащим доказательством по делу, оснований полагать, что данная видеозапись получена с нарушением закона, не имеется.
Утверждения о том, что нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования, подлежат отклонению.
Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, следует, что основанием для направления Алаева А.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является его отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и он согласился пройти медицинское освидетельствование.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее - Порядок).
Подпунктом 1 пункта 5 Порядка определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лица, которое управляет транспортным средством - на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к указанному приказу (далее - Акт).
В силу пункта 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку.
В соответствии с пунктом 19 Порядка медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях: отказа свидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения); отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 данного Порядка; фальсификации выдоха; фальсификации пробы биологического объекта (мочи).
В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение акта прекращаются, в журнале и в пункте 17 акта делается запись "от медицинского освидетельствования отказался".
Как следует из содержания вышеуказанного акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, Алаев А.А. от медицинского освидетельствования отказался (л.д. 12).
Данный факт подтвердил допрошенный судьей межрайонного суда на основании статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетель врач ФИО16.
Каких-либо нарушений при проведении медицинского освидетельствования не установлено.
Ссылка на свидетельские показания ФИО17 и ФИО18 не опровергает установленные обстоятельства, свидетельствующие о совершении Алаевым А.А. административного правонарушения.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нежелание Алаева А.А. знакомиться с процессуальными документами, в том числе с протоколом об отстранении от управления транспортным средством, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, является его неотъемлемым правом.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года и решения судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года.
Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является место фактического отказа лица, управляющего транспортным средством, от выполнения законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Вопрос о месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат установлению по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 16 апреля 2022 года в 02 час. 35 мин. Алаев А.А, находясь в помещении ГБУЗ Республики Башкортостан Исянгуловской ЦРБ, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, Зианчуринский район, с. Исянгулово, ул. Больничная, дом 14, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья в вынесенном постановлении ошибочно указал время совершения административного правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении "01 час 55 минут", вместо "02 часа 35 минут", место управления транспортным средством "адрес".
Аналогичная ошибка допущена также судьей межрайонного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи.
Допущенные судебными инстанциями неточности в указании времени совершения Алаевым А.А. административного правонарушения, не повлияла на правильность вывода судебных инстанций о наличии в его действиях состава административного правонарушения, а потому не может служить основанием к отмене состоявшихся по делу решений. Однако данное обстоятельство является основанием для изменения обжалуемых судебных актов в указанной части.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании вышеизложенного, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, решение судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года подлежат изменению в части указания времени совершения административного правонарушения "02 часа 35 минут", место совершения правонарушения: Республика Башкортостан, Зианчуринский район, с. Исянгулово, ул. Больничная, дом 14.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, решение судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Алаева Андрея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Указать в описательно-мотивировочной части постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, решения судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года время совершения административного правонарушения "02 часа 35 минут", вместо "01 час 55 минут", место совершения правонарушения: Республика Башкортостан, Зианчуринский район, с. Исянгулово, ул. Больничная, дом 14.
В остальной части постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, решение судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года оставить без изменения, жалобу Алаева Андрея Анатольевича и его защитника ФИО19 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.