Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Уракова Владимира Сергеевича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от 22 июня 2021 года N, решение начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 26 января 2022 года N, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 19 августа 2022 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя СНТ "Июльское" Уракова Владимира Сергеевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от 22 июня 2021 года N, оставленным без изменения решением начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 26 января 2022 года N, решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 19 августа 2022 года, председатель СНТ "Июльское" Ураков В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 октября 2022 года вышеуказанные акты должностных лиц и решение судьи районного суда изменены путем исключения из описательно-мотивировочных частей названных актов выводов о нарушении Ураковым В.С. требований пункта 6.1.4 лицензионного соглашения от 30 марта 2020 года N, предусматривающего разработку схемы систем водопотребления и водоотведения и ее согласование с отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по ПФО по Удмуртской Республике.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ураков В.С. просит отменить вышеуказанные акты, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией (пункты 5, 10 части 2 статьи 22 указанного Закона).
Как усматривается из материалов дела, СНТ "Июльское" 30 марта 2020 года выдана лицензия на пользование недрами (добыча подземных вод для технического водоснабжения садоводческого некоммерческого товарищества) ИЖВ N ВЭ со сроком действия до 30 марта 2045 года.
СНТ "Июльское" на основании государственного акта на право собственности на землю N является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с. Июльское, Воткинский район, Удмуртская Республика. На указанном земельном участке имеется артезианская скважина N, из которой осуществляется добыча подземных вод для нужд СНТ "Июльское".
Воткинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка исполнения требований законодательства о недрах, об охране вод в деятельности СНТ "Июльское".
В результате указанной проверки установлено, что в нарушение требований пункта 10 части 2 стать 22 Закона о недрах СНТ "Июльское" не исполняются условия лицензионного соглашения от 30 марта 2020 года N об условиях пользования участком недр, расположенном в 2, 5 км юго- западнее с. Июльское Воткинского района Удмуртской Республики, а именно: водозаборная скважина не оборудована приборами учета добываемой воды, устройствами для замера уровней (пункт 6.1.2 лицензионного соглашения); не проведены мероприятия по определению технического состояния скважины (пункт 6.1.3 лицензионного соглашения); не обеспечена организация и ведение мониторинга подземных вод на водозаборной скважине N согласно программе мероприятий по рациональной эксплуатации подземных вод (пункт 6.1.6 лицензионного соглашения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 25 мая 2021 года и.о. Воткинского межрайонного прокурора постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя СНТ "Июльское" Уракова В. С.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы должностными лицами и судебными инстанциями в полном объеме, выводы должностных лиц и судебных инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела.
Доводы Уракова В.С. о том, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, подлежат отклонению.
Из протокола общего собрания членов СНТ "Июльское" от 18 мая 2019 года следует, что председатель СНТ "Июльское" Ураков В.С. переизбран на указанную должность на срок 5 лет (л.д. 25-26).
Как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 11 мая 2021 года, 15 июля 2013 года в едином государственный реестр юридических лиц была внесена запись о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, Уракове В.С. как председателя СНТ "Июльское" (л.д. 36-41).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из частей 1, 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества).
При этом к полномочиям председателя товарищества статьей 19 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в числе прочего отнесены право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом товарищества не подлежат обязательному одобрению правлением товарищества или общим собранием членов товарищества; право подписи документов товарищества, в том числе одобренных решением общего собрания членов товарищества, а также подписи протоколов заседания правления товарищества; право на заключение сделок, открытие и закрытие банковских счетов, совершение иных операций по банковским счетам, в том числе на основании решений общего собрания членов товарищества и правления товарищества, в случаях, если принятие решений о совершении таких действий относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или правления товарищества; право на осуществление представительства от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в отношениях с иными лицами. Председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет другие необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и исполнение которых является полномочием иных органов товарищества.
Уракова В. С, являющийся председателем СНТ "Июльское" и имеющий право действовать от имени юридического лица, обладающий необходимым для этого объемом полномочий, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностными лицами и судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылки заявителя на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено председателю СНТ "Июльское" Уракову В. С. в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от 22 июня 2021 года N 183/ПС, решение начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 26 января 2022 года N 183/Р -1, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 19 августа 2022 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя СНТ "Июльское" Уракова Владимира Сергеевича, оставить без изменения, жалобу Уракова Владимира Сергеевича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.