Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Хайруллина Элема Марсовича на вступившие в законную силу постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 9 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хайруллина Элема Марсовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 9 марта 2022 года, Хайруллин Э.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Хайруллин Э.М. просит вынесенные в отношении него судебные акты отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения.
В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ), за пользователем и владельцем объектов культурного наследия закреплена обязанность по соблюдению режима использования объекта культурного наследия и не причинению им вреда.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона N 73-ФЗ историческими поселениями являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с данным Федеральным законом.
Предмет охраны исторического поселения включает в себя:
исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
планировочную структуру, включая ее элементы;
объемно-пространственную структуру;
композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);
композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историкоградостроительных, архивных и археологических исследований.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона N 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2016 года N 13 "Об образовании Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях" все градостроительные намерения в границах исторического поселения, оформленные в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, подлежат рассмотрению вышеуказанной Комиссией.
В силу пункта 6 статьи 60 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218д "Об утверждении границ территории, предмет охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Казань" здание, расположенное по адресу: "адрес", является исторически ценным градоформирующим объектом "Дом жилой, кон.XIX в." (далее - ИЦГФО).
Указанный ИЦГФО расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ(А)-2 объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля", XV- первая четверть ХХвв. (Республика Татарстан), включенного в Список всемирного наследия (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 845).
Собственником указанного здания является Хайруллин Э.М. (л.д. 21-23).
В рамках проведенных должностным лицом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия в отношении указанного ИЦГФО мероприятий по контролю за состоянием объекта, установлено проведение несанкционированных работ, а именно со стороны ул. Большая Красная на фасаде ИЦГФО осуществлено раскрытие нового дверного проема.
Данные несанкционированные работы на объекте привели к утрате конструктивных элементов объекта, исторический материал отделки фасада утрачен.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Хайруллина Э.М. постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности по части 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22 ноября 2021 года; фотоматериалами; уведомлениями о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении; выпиской из ЕГРН, согласно которой Хайруллин Э.М. является собственником 5/6 доли в праве собственности на ИЦГФО; актом осмотра объекта культурного наследия от 18 октября 2021 года; заданием председателя Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия от 18 октября 2021 года N 02-09/13 на проведении мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения Хайруллина Э.М. к административной ответственности, поскольку дверной проем организовал именно Хайруллин М.Г, без ведома собственника Хайруллина Э.М, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ обязанность по содержанию и использованию выявленных объектов культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия несут лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ требования по сохранению объекта культурного наследия подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Указанные положения закона также применяются в отношении собственников зданий ИЦГФО.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность по содержанию и использованию ИЦГФО несет его собственник, в данном случае Хайруллин Э.М. При этом при добросовестном отношении к своим обязанностям по содержанию и использованию ИЦГФО Хайруллин Э.М. не должен был допустить проведение несанкционированных работ - осуществление раскрытия нового дверного проема на фасаде ИЦГФО, приведших к утрате конструктивных элементов объекта, исторического материала отделки, без согласования.
Таким образом Хайруллин Э.М. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение установленного частью 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 указанного Кодекса.
Ссылка Хайруллина Э.М. на то, что пристрой к зданию не входит в установленный предмет охраны здания, так как был возведен в середине 90-х годов ХХ-го века, является несостоятельной, поскольку как следует из приказа Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия от 30 января 2020 года N 15-П, предметом охраны ИЦГФО - здания, расположенного по адресу: "адрес", "Дом жилой, кон.XIX в.", также является пристрой со стороны улицы Батурина. Указанный приказ является действующим, никем не оспорен, недействительным не признан.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не являются основанием для отмены обжалуемых актов.
Порядок и срок давности привлечения Хайруллина Э.М. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Хайруллину Э.М. в соответствии и в пределах санкции части 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех имеющихся для этого значения обстоятельств.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 9 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хайруллина Элема Марсовича, оставить без изменения, жалобу Хайруллина Э.М. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.