Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Чекмарева Алексея Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области от 16 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Ортодонт - Эстетик" Чекмарева Алексея Владимировича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2022 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Ортодонт - Эстетик" (далее также ООО "Ортодонт - Эстетик", общество) Чекмарев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Чекмарев А.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чекмарева А.В. к административной ответственности) невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с 24 мая по 15 июня 2021 года должностными лицами государственной инспекцией труда по Оренбургской области на основании распоряжения руководителя государственной инспекцией труда по Оренбургской области от 7 мая 2021 года N в отношении ООО "Ортодонт - Эстетик" проведена внеплановая выездная документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований трудового законодательства при осуществлении деятельности, а именно установлен факт не начисления и не выплаты заработной платы работникам ООО "Ортодонт - Эстетик", в том числе за период с апреля 2020 года по май 2021 года, чем нарушены требования части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 7 июня 2021 года N, также в адрес ООО "Ортодонт - Эстетик" выдано предписание от 7 июня 2021 года N об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 30 июня 2021 года, согласно которому в указанный срок обществу предписано в соответствии с требованиями части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации начислить заработную плату работникам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 за период с июня 2020 года по май 2021 года, выплатить начисленную заработную плату и денежную компенсацию в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предписание вручено директору ООО "Ортодонт - Эстетик" Чекмареву А.В. 7 июня 2021 года.
12 ноября 2021 года должностными лицами государственной инспекции труда по Оренбургской области на основании решения руководителя государственной инспекции труда по Оренбургской области от 18 октября 2021 года N в отношении ООО "Ортодонт - Эстетик" проведена внеплановая выездная документарная проверка по выполнению предписания от 7 июня 2021 года N.
Согласно акту проверки от 12 ноября 2021 года N предписание от 7 июня 2021 года N в установленный срок до 30 июня 2021 года не исполнено.
Таким образом, ООО "Ортодонт - Эстетик" не выполнило законное предписание должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 12 ноября 2021 года начальником отдела - главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда по Оренбургской области в отношении директора ООО "Ортодонт - Эстетик" Чекмарева А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 ноября 2021 года; уведомлениями о вручении; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки 7 мая 2021 года N; сведениями об организации; справкой о финансовом состоянии предприятия; справочной информацией о соблюдении сроков выплаты заработной платы; списком работников; копией приказа о приеме на работу; выпиской из книги приказов; копиями трудовых договоров; штатным расписанием; актом проверки от 7 июня 2021 года N; предписанием от 7 июня 2021 года N; сообщением директора ООО "Ортодонт - Эстетик" Чекмарева А.В. от 22 сентября 2021 года; положением об оплате и нормировании труда; копиями расчетно-платежных ведомостей; решением о проведении проверки от 18 октября 2021 года N; актом внеплановой документарной проверки от 12 ноября 2021 года N и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора общества состава административного правонарушения ответственность, за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В данном случае из материалов дела видно, что предписание выдано уполномоченным на то должностным лицом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его вынесения, оно содержит указания на выявленные в сфере трудового законодательства нарушения, является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось.
В силу изложенного, бездействие директора ООО "Ортодонт - Эстетик" Чекмарева А.В. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Чекмарева А.В, которому разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что мировой судья необоснованно рассмотрел дело в отсутствие Чекмарева А.В, надлежащим образом не извещенного о времени и месте судебного разбирательства, подлежат отклонению.
Как усматривается из материалов дела, судебная повестка о дате и времени судебного заседания по делу об административном правонарушении была направлена Чекмареву А.В. мировым судьей посредством заказной корреспонденции разряда "судебное" по месту жительства: "адрес", ул. Есимова, д. N, кв. N (номер отправления 83500001207511), а также по месту нахождения юридического лица: "адрес", ул. Высотная, д. N (номер отправления 83500001207510) (л.д. 91, 92).
Указанная корреспонденция (номер отправления 83500001207511) 7 декабря 2021 года поступила в место вручения, 9 декабря 2021 года состоялась неудачная попытка вручения, адресату оставлено извещение, 15 декабря 2021 года корреспонденция возвращена отправителю с отметкой "истек срок хранения".
Почтовая корреспонденция (номер отправления 83500001207510) 7 декабря 2021 года поступила в место вручения, 10 декабря 2021 года состоялась неудачная попытка вручения, адресату оставлено извещение, 15 декабря 2021 года корреспонденция возвращена отправителю с отметкой "истек срок хранения".
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются штриховыми почтовыми идентификаторами внутренних почтовых отправлений.
Процедура доставки и хранения почтовых отправлений разряда "судебное" установлена в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (далее - Правила).
Согласно пункта 34 Правил почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются (абзац 2 пункта 34 Правил).
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения (абзац 3 пункт 34 Правил).
Из материалов дела следует, что при доставке, вручении, хранении и возврате почтовой корреспонденции, направленной мировым судьей в адрес Чекмарева А.В, вышеуказанные требования не нарушены.
Таким образом, мировым судьей дело обоснованно рассмотрено в отсутствии Чекмарева А.В, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
О времени и месте судебного заседания 10 октября 2021 года Чекмарев А.В. извещался судьей районного суда надлежаще путем направления извещения по адресу регистрации: "адрес", ул. Есимова, д. N, кв. N. После неудачной попытки вручения адресату, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой "истек срок хранения", требования Правил при доставке, вручении, хранении и возврате корреспонденции не нарушены, что подтверждается конвертом (л.д. 131).
Право Чекмарева А.В. на судебную защиту не нарушено.
Постановление о назначении директору общества Чекмареву А.В. административного наказания вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если частью 1 данной статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 данной статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Санкцией части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание как в виде наложения административного штрафа, так и в виде дисквалификации.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 названного кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Постановление о назначении директору общества Чекмареву А.В. административного наказания вынесено по настоящему делу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Неоднократное привлечение лица к административной ответственности по части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о повторном привлечении Чекмарева А.В. за одно правонарушение. Как следует из представленных материалов, административный орган после составления протокола об административном правонарушении 12 ноября 2021 года вынес повторное предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства с иным сроком исполнения, невыполнение последующего предписания образует самостоятельный состав административного правонарушения и данное обстоятельство не свидетельствует о повторном привлечении заявителя к административной ответственности по тем же обстоятельствам.
Порядок и срок давности привлечения директора общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено директору общества в пределах санкции части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области от 16 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Ортодонт - Эстетик" Чекмарева Алексея Владимировича, оставить без изменения, а жалобу Чекмарева Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.