N 88А-4988/2023
УИД 63RS0007-01-2020-003660-41
9 февраля 2023 года город Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карякина Е.А, рассмотрев поданную 16 января 2023 года кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 26 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области и Федеральной службы исполнения наказаний на апелляционное определение Самарского областного суда от 6 декабря 2022 года об отсрочке исполнения решения Волжского районного суда Самарской области от 24 ноября 2021 года по административному делу N 2а-2284/2021 по административному исковому заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 26 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области (далее также - административный истец, прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 26 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (далее - ФКУ ИК-26, учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (далее - УФСИН по Самарской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии мер по устранению нарушений прав осужденных на надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение; возложении на ФКУ ИК-26 обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства путем оборудования в помещениях отрядов умывальников (рукомойников), унитазов, перегородок и створок; возложении на УФСИН по Самарской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-26 для устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства путем оборудования в помещениях отрядов умывальников (рукомойников), унитазов, перегородок и створок.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 24 ноября 2021 года частично удовлетворены требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований статей 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих права осужденных на надлежащее санитарно-гигиеническое обеспечение. Возложена обязанность на ФКУ ИК- 26 УФСИН России по Самарской области в срок до 1 июля 2022 года устранить нарушение законодательства в виде оборудования в отрядах N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 учреждения унитазов (чаши Генуя) в соответствии с установленными нормативами, из расчета один унитаз (чаша Генуя) на 15 человек с установкой перегородок и створок, отделяющих каждое посадочное место от остального помещения. Возложена обязанность на УФСИН России по Самарской области, ФСИН России организовать финансирование мероприятий по оборудованию в отрядах N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9. 10 ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области унитазов (чаш Генуя в соответствии с установленными нормативами, из расчёта один унитаз (чаша Генуя) на 15 человек с установкой перегородок и створок, отделяющих каждое посадочное место от остального помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 апреля 2022 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда обшей юрисдикции от 28 июня 2022 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
7 июля 2022 года ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 1сентября 2022 года, впоследствии уточнив срок отсрочки - до 31 декабря 2022 года.
Определением Волжского районного суда Самарской области от 28сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены, ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 6декабря 2022 года определение суда первой инстанции отменено, постановлен новый судебный акт, которым отказано в отсрочке исполнения решения Волжского районного суда Самарской области от 24 ноября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административные ответчики просят отменить апелляционное определение от 6 декабря 2022 года в связи с нарушением судом апелляционной инстанции норм процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела с оставлением в силе определения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отсрочки исполнения решения суда в виде объективных препятствий к выполнению строительных и монтажных работ в том числе в связи с отсутствием финансирования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем предпринимаются меры для исполнения решения суда, утвержден план мероприятий, заключены государственные контракты, подключение к проложенной системе канализации запланировано до 1 сентября 2022 года. Вместе с тем, согласно письму ООО "Коммунальные системы" от 17 августа 2022 года окончание работ по расчету оборудования локальных очистных сооружений невозможно в оговоренный срок, необходимо время до 15 ноября 2022 года. При этом подключение системы канализации к локальным очистным сооружениям возможно после выполнения работ ООО "Коммунальные системы".
Отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что приведенные в заявлении основания для отсрочки исполнения решения суда не свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.
ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в новые сроки будут преодолены обстоятельства, препятствующие исполнению решения в настоящее время, в то время как исполнение возложенных на него обязанностей направлено на выполнение установленных статьёй 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
При изложенных обстоятельствах с учётом требований закона о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда должно отвечать принципам справедливости и соразмерности, не нарушать права и законные интересы неопределённого круга лиц, утверждения подателя жалобы о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, в том числе об отсутствии надлежащего финансирования строительных и иных работ, подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с ними, основаны на неверном толковании норм процессуального права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Руководствуясь частью 3 статьи 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
апелляционное определение Самарского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 26 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Е.А. Карякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.