Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 18 ноября 2022 года кассационную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Минимущество Республики Марий Эл) на решение Йошкар-Олинского городского суда от 20 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2776/2022 по административному исковому заявлению Минимущества Республики Марий Эл к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление Росреестра по Республике Марий Эл) об оспаривании действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Марий Эл Пикалова С.А. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 мая 2020 года по делу N 2-1224/2020 удовлетворен иск Минимущество Республики Марий Эл, постановлено изъять у Тюлькина В.А. объект незавершенного строительства с кадастровым номером N с проектируемым назначением: жилой дом, площадью застройки 24 квадратных метров, по адресу: "адрес", расположенный на земельном участке с кадастровым номером N (далее - объект незавершенного строительства), путем продажи с публичных торгов (л.д. 22-24, 26, том 1).
10 марта 2022 года кадастровый инженер Ахметзянов Р.Р, действуя от имени Тюлькина В.А, обратился Управление Росреестра по Республике Марий Эл с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на объект незавершенного строительства, с приложением акта обследования (л.д. 51-54, том 1).
По результатам правовой экспертизы 15 марта 2022 года государственным регистратором принято решение о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности Тюлькина В.А. на указанный объект незавершенного строительства.
Не согласившись с принятым решением государственного регистратора от 15 марта 2022 года, Минимущество Республики Марий Эл оспорило его в судебном порядке.
Решением Йошкар-Олинского городского суда от 20 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Минимущество Республики Марий Эл просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о том, что представленный государственному регистратору акт обследования объекта незавершенного строительства не может являться достоверным доказательством, подтверждающим снос указанного объекта, поскольку в ходе рассмотрения гражданского дела делу N 2-1224/2020 установлено, что спорный объект недвижимости имеет степень готовности 88 %. По мнению заявителя жалобы, указанное обстоятельство не было учтено судебными инстанциями, что повлекло принятие незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места) (пункт 7.4 части 2 статьи 14 Федеральный закон N 218-ФЗ).
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт прекращения существования вышеназванного объекта незавершенного строительства на основании акта обследования от 9 марта 2022 года (л.д. 53, 54, том 1), пришли к правильному выводу о законности действий государственного регистратора по снятию с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности Тюлькина В.А. на указанный объект недвижимости и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что в рамках рассмотрения гражданского дела N 2-1224/2020 было установлено, что спорный объект недвижимости имеет степень готовности 88 %, не ставит под сомнение содержание акта обследования от 9 марта 2022 года, в котором зафиксировано прекращения существования объекта незавершенного строительства, в связи с чем выводы судебных инстанций не опровергают.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда от 20 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.