Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алыева Эльчина Габил оглы, поданную 21 ноября 2022 года на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 августа 2022 года по административному делу N 2а-2952/2022 по административному иску Алыева Эльчина Габил оглы к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, начальнику отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Татарстан о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Алыев Э.Г, гражданин Азербайджанской Республики, обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, начальнику отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 9 июня 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до 21 мая 2031 года, указав в обоснование требований, что оспариваемое решение вынесено без учета его семейного положения, наличия на территории Российской Федерации близких родственников, степени общественной опасности допущенного им нарушения, оно лишает его возможности осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 12 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 августа 2022 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Алыев Э.Г. выражает несогласие с судебными постановлениями, просит их отменить, указывает, что судами не учтен установленный Указом Президента Российской Федерации запрет на принятие решений о неразрешении въезда на территорию России, даже если иностранные граждане и лица без гражданства находились в России с нарушением миграционного законодательства. Кроме того, он был поставлен на миграционный учет 17 июня 2021 года сроком до 12 сентября 2021 года. Приводит также доводы о том, что по причине ограничений въезда он не сможет совместно проживать со своей семьей, оформить разрешение на временное проживание, вид на жительство. Он не привлекался к уголовной ответственности, его пребывание на территории Российской Федерации не угрожает безопасности государства, гражданам Российской Федерации, иных ограничений пребывания также не имеет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В письменном возражении на кассационную жалобу МВД по Республике Татарстан просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 27), допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (абзац второй пункта 1).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 данной статьи (пункт 2).
Оспариваемое решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан от 9 июня 2021 года о неразрешении Алыеву Э.Г. въезда в Российскую Федерацию сроком на десять лет, до 21 мая 2031 года мотивировано ссылкой на подпункт 14 части 1 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации и находился в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации.
Установлено, что Алыев Э.Г. въехал на территорию Российской Федерации 28 апреля 2018 года, состоял на миграционном учете сроком до 25 июля 2018 года, разрешительных документов, дающих право на нахождение в Российской Федерации, не оформлял, однако выехал за пределы Российской Федерации лишь 21 мая 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, оценил нахождение административного истца на территории Российской Федерации без законных оснований со дня окончания срока временного пребывания как сознательное пренебрежительное отношение к законодательству Российской Федерации, пришел к выводу о соразмерности примененной административным ответчиком в отношении Алыева Э.Г. меры ответственности в виде неразрешения въезда на территорию Российской Федерации допущенному им нарушению миграционного законодательства.
При этом судами учтено семейное положение административного истца, применены нормы международного права и со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П, правомерно указано, что факт проживания на территории Российской Федерации его матери не исключает законных и действенных принудительных мер в отношении иностранного гражданина, запрет на въезд в Российскую Федерацию административного истца не свидетельствует о нарушении его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку им допущено пренебрежение к требованиям законодательства Российской Федерации.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, получили правильную оценку с тем указанием, что Указом были приостановлены сроки временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и сроки, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в том случае, если такие сроки истекают в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года, однако срок нахождения заявителя истек ранее указанного периода времени.
Принятые по настоящему делу судебные акты отвечают требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алыева Эльчина Габил оглы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.