Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 15 декабря
2022 года кассационную жалобу администрации города Оренбурга (далее -Администрация) на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 21 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 27 октября
2022 года по административному делу N 2а-2602/2022 по административному исковому заявлению Тусовой Ж.А. об оспаривании решения Администрации о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Администрации от 5 октября 2011 года N 6557-п Тусова Ж.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" в составе одного человека (л.д. 37).
Постановлением Администрации от 16 марта 2022 года N 487-п
Тусова Ж.А. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (далее - постановление от 16 марта 2022 года N 487-п, л.д. 12).
Не согласившись с постановлением от 16 марта 2022 года N 487-п, Тусова Ж.А. оспорила его в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 27 октября 2022 года, заявленные требования удовлетворены, постановление от 16 марта 2022 года N 487-п признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность восстановить Тусову Ж.А. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" с 5 октября 2011 года.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение норм материального права, приводя доводы о правомерности принятого решения о снятии Тусовой Ж.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с ее обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Также ссылается на то, что для обеспечения гражданина жилым помещением по договору социального найма, гражданин должен иметь статус нуждающегося в течение всего периода нахождения на соответствующем учете. Указанное обстоятельство не было учтено судебными инстанциями, что повлекло вынесение незаконных судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, устанавливающим правила регулирования жилищных отношений, закрепляет общие критерии нуждаемости граждан в жилье.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 11 марта 2008 года
N 1952/414-IV-ОЗ "О порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях совершения гражданами действий и гражданско-правовых сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых ими жилых помещений или к их отчуждению" такой период составляет пять лет.
Судами верно установлено, что основанием для снятия Тусовой Ж.А. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужили гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых в периоды с 2 апреля 2013 года по 31 мая 2013 года и с 22 марта 2016 года по 19 августа 2016 года (л.д. 53-57) обеспеченность административного истца жилыми помещениями составляла более учетной нормы, в связи с чем Тусова Ж.А, по мнению органа местного самоуправления, утратила право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт того, что жилое помещение по договору социального найма Тусовой Ж.А. не предоставлялось, на момент принятия оспариваемого постановления обеспеченность административного истца жилыми помещениями составила менее ученой нормы, а также учитывая, что с момента совершения гражданско-правовых сделок по отчуждению жилых помещений прошло более пяти лет, обоснованно исходили из того, что административный истец право на получение жилого помещения по договору социального найма не утратил, в связи с чем пришли к правильному выводу о незаконности постановление от 16 марта 2022 года N 487-п.
Доводы кассационной жалобы о том, что для обеспечения гражданина жилым помещением по договору социального найма, гражданин должен иметь статус нуждающегося в течение всего периода, в течение которого он находился на соответствующем учете, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 21 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 27 октября
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 февраля
2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.