Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 декабря 2022 года кассационную жалобу Разумцева Ю.С. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года по административному делу N 2а-4926/2022 по административному исковому заявлению Разумцева Ю.С. к Управлению МВД Российской Федерации по Оренбургской области, МВД Российской Федерации об отмене решения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Разумцев Ю.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Казахстан.
Постановлением судьи Илекского районного суда Оренбургской области от 11 февраля 2016 года Разумцев Ю.С. привлечен к ответственности в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием до исполнения решения суда в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), то есть за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц в пограничной зоне.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, судом было установлено, что устойчивые социальные связи, культурные и семейные связи в стране пребывания - Российской Федерацией у Разумцева Ю.С. утрачены.
11 февраля 2016 года Разумцев Ю.С. был доставлен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства и под подпись уведомлен, что в случае самовольного оставления специального учреждения, медицинской организации, суда и др. в отношении него будет принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
12 февраля 2016 года Разумцев Ю.С. совершил несанкционированное оставление медицинского учреждения, когда проходил в ГБУЗ "Беляевская Республики Башкортостан" флюорографию.
13 февраля 2016 года в ходе поисковых мероприятий Разумцев Ю.С. был задержан и доставлен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Оренбургской области.
Решением заместителя начальника отдела - начальника отделения исполнения административного законодательства отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области от 16 февраля 2016 года, согласованным 19 февраля 2016 года с начальником УФМС России по Оренбургской области и утвержденным руководителем ФМС России, признано нежелательным пребывание (проживание) иностранного гражданина Разумцева Ю.С. на территории Российской Федерации.
1 июня 2022 года Разумцев Ю.С. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил отменить решение УФМС России по Оренбургской области 19 февраля 2016 года о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Разумцев Ю.С. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что судимость по приговору Илекского районного суда Оренбургской области от 7 ноября 2012 года погашена, в связи с чем судом было отменено распоряжение Минюста России от 9 июля 2014 года N 3225-рн о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина Разумцева Ю.С. на территории Российской Федерации до 29 августа 2022 года. То есть негативные последствия, связанные с судимостью, в настоящее время отпали. Ссылается также на то, что не совершает с 2016 года административных правонарушений. Кроме того, состоит с 3 октября 2022 года в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций были допущены.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, находящийся на территории Российской Федерации, обязан выехать за ее пределы по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных названным законоположением. При этом, как следует из части первой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, такая ответственность предусматривается частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, устанавливающей назначение в качестве административного наказания административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешён въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает, реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пункту 8 указанного Перечня одним из уполномоченных органов на принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации являлась Федеральная миграционная служба.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришёл к выводу, а суд апелляционной инстанции с данным выводом согласился, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан, и при наличии предусмотренного законом основания, права административного истца не нарушает.
С данным выводом нельзя согласиться.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление федеральным законом административного выдворения за пределы Российской Федерации в качестве обязательного наказания за определенные миграционные правонарушения не противоречит Конституции Российской Федерации, а точность и ясность правил назначения наказаний предотвращают излишнее усмотрение и злоупотребления в процессе применения административных санкций (определения от 25 января 2018 года N 26-О, от 25 октября 2018 года N 2530-О, от 27 февраля 2020 года N 524-О и др.).
При этом в определении от 4 июня 2013 года N 902-О Конституционный Суд Российской Федерации, следуя ранее высказанным правовым позициям (постановление от 17 февраля 1998 года N 6-П; определение от 12 мая 2006 года N 155-О и др.), пришел к выводу, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными; правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно прав иностранных граждан не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из Российской Федерации, так и о временном проживании на ее территории. Это согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации о том, что наложение предусмотренного законом административного наказания при определенных обстоятельствах может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П).
Между тем в данном случае основанием для признания пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации явилось фактически то обстоятельство, что Разумцев Ю.С. совершил несанкционированное оставление медицинского учреждения, что повлекло необходимость осуществлять розыскные мероприятия в целях исполнения решения о выдворении его за пределы Российской Федерации.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что пребывание (проживание) Разумцева Ю.С. создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, либо названные ограничения необходимы в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, не приведено.
Наличие судимости по приговору Илекского районного суда Оренбургской области от 7 ноября 2012 года, которым Разумцев Ю.С. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 322, пунктами "а", "б", "в" части 2 статьи 158, пунктом "а" части 2 статьи 166, пунктами "а", "в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, применительно к оспариваемому решению от 19 февраля 2016 года УФМС России по Оренбургской области о нежелательности пребывания (проживания) Разумцева Ю.С. на территории Российской Федерации отношения не имеет. В связи с названной судимостью выносилось иное распоряжение Минюста России от 9 июля 2014 года N 3225-рн, которым пребывание (проживание) Разумцева Ю.С. на территории Российской Федерации признано нежелательным до 29 августа 2022 года.
При этом судимость по указанному приговору суда у Разумцева Ю.С. погашена 8 июня 2021 года, в связи с чем решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 апреля 2022 года распоряжение Минюста России от 9 июля 2014 года N 3225-рн было отменено.
Наличие оспариваемого решения влечет за собой неразрешение въезда в Российскую Федерацию. Ограничение действия во времени оспариваемое решение не содержит, в связи с чем нарушает право административного истца на въезд, пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Учитывая, что оспариваемые судебные акты не отвечают приведённым требованиям, решение суда первой инстанции и апелляционное определение полжет отмене, по делу должно быть постановлено новое решение, которым требования Разумцева Ю.С. должны быть удовлетворены.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования Разумцева Юрия Сергеевича удовлетворить.
Отменить решение УФМС России по Оренбургской области 19 февраля 2016 года о нежелательности пребывание (проживание) иностранного гражданина Разумцева Юрия Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ, на территории Российской Федерации.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.