Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Серафимова Николая Альфонистовича на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-2001/2022 по иску Серафимова Николая Альфонистовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
:
Серафимов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ОПФР по Чувашской Республике, пенсионный орган), в котором с учетом уточнения просил признать решение пенсионного органа N100/8 от 07.10.2021г. незаконным, возложить обязанность по включению в страховой стаж периода прохождения военной службы с 05.08.1979г. по 29.11.1988г, в том числе, периода с 01.01.1985г. по 29.11.1988г. в выслугу лет в льготном исчислении - один месяц за полтора; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29.09.2021г. Исковые требования мотивированы тем, что решением ОПФР по Чувашской Республике N100/8 от 07.10.2021г. Серафимову Н.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с не достижением общеустановленного возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочно в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и не достижением пенсионного возраста. При расчете страхового стажа ответчиком не были учтены вышеуказанные спорные периоды военной службы. С решением пенсионного органа истец не согласен, считает, что спорные периоды военной службы неправомерно не включены в страховой стаж.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований Серафимова Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 сентября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
Серафимов Н.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что 29.09.2021г. Серафимов Н.А, 08.09.1961 г.р, обратился с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Чувашской Республике N 100/8 от 07.10.2021г. Серафимову Н.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости.
Из решения пенсионного органа усматривается, что страховая пенсия по старости (по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") не может быть назначена в связи с не достижением общеустановленного возраста - 63 года. Досрочная страховая пенсия по старости (по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") не может быть назначена в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 лет и не достижением пенсионного возраста - 61 год.
В решении N 100/8 от 07.10.2021г. указано, что период прохождения военной службы с 05.08.1979г. по 29.11.1988г. не подлежит включению в страховой стаж для определения права на пенсию в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела усматривается, что Серафимов Н.А. закончил Энгельское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО в 1983г.
Истец в период с 05.08.1979г. по 29.11.1988г. проходил военную службу в качестве офицера в Вооруженных Силах и воинских формированиях бывшего Союза ССР.
Как следует из справки военного комиссариата г. Чебоксары от 18.11.2021г, за время службы в отдаленной местности г. Комсомольск-на-Амуре в период с 01.01.1985г. по 29.11.1988г. Серафимов Н.А. имеет право на зачет в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении один месяц за полтора месяца, на основании Постановления Совета Министров СССР N 482 от 21.05.1984г. Воинское звание - старший лейтенант в отставке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Периоды военной службы в этот стаж не включаются.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, со ссылкой на положения статей 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" судебной коллегией отклоняются ка необоснованные.
Действительно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент обращения Серафимова Н.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Из материалов дела усматривается, что для определения права на страховую пенсию по старости (не досрочную) период военной службы пенсионным органом включен в страховой стаж Серафимова Н.А, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и "Данными о стаже" (л.д. 51, 52-56).
В назначении страховой пенсии по старости (по статье 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") ответчиком отказано в связи с не достижением возраста - 63 года.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права па обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят. Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы о том, что пенсионный орган и суд неправильно спорный период отнесли к военной службе по призыву, тогда как истец проходил военную службу в качестве офицера, не могут повлечь отмену правильных судебных постановлений, поскольку как военная служба по призыву, так и военная служба, не подлежит включению в специальный страховой стаж, как он определен частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды военной службы не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части.
Иные доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу.
Существенных нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, а также норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Серафимова Николая Альфонистовича - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.