Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Назейкиной Н.А.
судей Гаиткуловой Ф.С.и Мирсаяпова А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гайского городского округа Оренбургской области на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебное коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2022 г. по гражданскому делу N2-419/2022 по иску Фатьянова Валентина Валентиновича, Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кокуновой Татьяны Александровны, Кокунова Анатолия Андреевича, Кокунова Ильи Андреевича, Кокунова Спиридона Андреевича, Кокуновой Ангелины Андреевны, Хорошевой Екатерины Ивановны, Хорошевой Елены Сергеевны, Хорошевой Вероники Сергеевны, Хорошева Егора Сергеевича, Федосеевой Ольги Николаевны, Федосеева Михаила Ивановича, Рябцовского Данилы Владимировича, Рябцовского Кирилла Владимировича к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Гаиткуловой Ф.С, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Устиновой Т.А, возражавшей доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фатьянов В.В. обратился в суд с иском к администрации Гайского городского округа о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.
Требования мотивированы тем, что истец с 15.02.2022 г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Гай, 9 мкр, квартал, 31 участок 7, с кадастровым номером N. Ранее указанный земельный участок был выдан 16.07.2019 г. многодетной семье на основании Закона Оренбургской области N413/90-Y-ОЗ от 22.09.2011 г. На земельном участке отсутствуют коммуникации.
С учетом уточнений, Фатьянов В.В. просил обязать администрацию Гайского городского округа обеспечить инфраструктурой все принадлежащие ему земельные участки, с кадастровыми номерами N N.
Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Кокуновой Т.А, ее несовершеннолетних детей Кокунова А.А, Кокунова И.А, Кокунова С.А, Кокуновой А.А, Хорошевой Е.И, ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО11, ее несовершеннолетних детей ФИО12, ФИО13, ФИО14 с исковыми заявлениями к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.
Требования мотивированы тем, что Кокуновой Т.А, ее несовершеннолетним детям ФИО7, ФИО8, ФИО18, ФИО7 на основании постановления администрации Гайского городского округа N/пА от 15 ноября 2021 г. предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером N площадью 630 кв.м, с местоположением: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Хорошевой Е.И. и ее несовершеннолетним детям ФИО2, ФИО3, ФИО4 на основании постановления администрации Гайского городского округа N 1315/пА от 29.10.2021 года предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером N площадью 718 кв.м, с местоположением: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Федосеевой О.Н, ее несовершеннолетним детям ФИО12, ФИО13, ФИО14 на основании постановления администрации Гайского городского округа N 1257-пА от 15.10.2021 г. предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 630 кв.м, с местоположением: Оренбургская область, г. Гай, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
На предоставленном указанным лицам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участках отсутствуют сети водоотведения и водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также не обеспечены технической возможностью подключения к инженерным сетям. Кроме того, отсутствует транспортная инфраструктура.
Названные гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 7 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2022 г, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права и неправильно определены значимые обстоятельства по делу.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены, не возражали рассмотрению дела без их участия.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционнойинстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 г..N413/90-V-O3 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей" истцам и членам их семей, как многодетным семьям, предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства: ФИО6 и ее несовершеннолетним детям ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Гайского городского округа N/пА от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 630 кв.м, сместоположением: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; ФИО1 и ее несовершеннолетним детям ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Гайского городского округа "адрес" N-пА от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 718 кв.м, с местоположением: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; ФИО11 и ее несовершеннолетним детям ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Гайского городского округа Оренбургской
области N-пА от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером 56:39:0107010:366, площадью 630 кв.м, с местоположением: Оренбургская область, г..Гай, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, с указанием отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа обеспечить указанные земельные участки возможностью подключения (технологического присоединения) объектов к сетям водоснабжения, водоотведения (п.2), контроль за исполнением постановлений возложен на заместителя Главы администрации по финансовой политике и имуществу (п.4).
В ходе проведенной проверки межрайонной прокуратурой установлено, что все земельные участки необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой должным образом не обеспечены.
12 августа 2021 г. в адрес Главы Гайского городского округа было внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно - коммунального хозяйства.
По информации главы Гайского городского округа от 22 сентября 2021 г. в настоящее время земельных участков, полностью обеспеченных инженерной инфраструктурой, в Гайском городском округе нет, все семьи уведомлялись о том, что в случае согласия на получения земельных участков в 9-м микрорайоне строительство инфраструктуры займет несколько лет. Земельные участки для выдачи многодетным семьям сформированы и выдаются с 2019 года. За указанный период в 9-м микрорайоне г. Гая проложен газопровод. Построен водопровод, который в настоящее время передается из казны на баланс МУП ЖКХ. По водоотведению отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа подана заявка в Минстрой Оренбургской области на финансирование строительства канализации, стоимость которой составляет более 32 млн. рублей, строительство запланировано на 2022 г.
Согласно ответу Отдела жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа от 13 августа 2021 г. сети водоснабжения по улицам Вотякова, Лермонтова проходят процедуру запланированной постановки на кадастровый учет, и будут переданы на баланс МУП ЖКХ. По вопросу получения технических условий на подключение к сетям водоснабжения жителям 9 мкр. необходимо обратиться в МУП ЖКХ после передачи на баланс.
По сведениям МУП "Очистные сооружения" у земельных участков с кадастровыми номерами N возможности технологического присоединения к сетям водоотведения, ввиду отсутствия в указанном районе сетей, обслуживаемых МУП "Очистные сооружения".
Как усматривается из сообщения МУП ЖКХ у земельных участков с кадастровыми номерами N нет возможности технологического присоединения к сетям водоснабжения, виду отсутствия в указанном районе сетей водоснабжения.
Для подключения указанных объектов к газораспределительным сетям необходимо предусмотреть строительство распределительного газопровода протяженностью около 1 200 метров и пункта редуцирования газа.
Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", пунктом 2 статьи 4 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 г. N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", постановлением Правительства Оренбургской области от 04 июля 2019 года N 491-пп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, на 2020-2021 годы", установив, что истцам и членам их семей, как многодетным семьям, предоставлены земельные участки, которые в нарушение требований закона не обеспечены возможностью подключения к газораспределительной системе и системе водоснабжения, не обеспечены необходимой транспортной инфраструктурой несмотря на то, что указанная обязанность возложена на администрацию муниципального образования, предоставившую такие участки, учитывая, что еще на стадии предоставления земельных участков администрация должна была принимать меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры указанных земельных участков, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности обеспечить земельные участки истцов системой электроснабжения, суд первой инстанции исходил из того, что техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: Оренбургская область, г. Гай, к сетям электроснабжения, числящимся на балансе ГУП "ОКЭС", имеется, собственники перечисленных земельных участков с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в адрес сетевой организации ГУП "ОКЭС" не обращались.
Разрешая исковые требования Фатьянова В.В, суд указал, что право Фатьянова В.В. на обеспечение земельных участков для индивидуального жилищного строительства необходимой инфраструктурой не производно от права многодетных семей на обеспечение земельными участками с необходимой инфраструктурой, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о бездействии со стороны ответчика при разрешении в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий вопросов местного значения по строительству необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры в отношении земельных участков истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с такими выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что судом иск рассмотрен в пределах заявленных требований, что соответствует положениям ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В силу статей 1, 7, 72 и 133 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих те или иные публичные обязанности, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 389-О-О).
Руководствуясь названным правовым регулированием и представленными сторонами доказательствами, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о незаконности бездействия ответчика по обеспечению земельных участков истцов объектами инфраструктуры.
Учитывая, что спорные земельные участки предоставлены администрацией Гайского городского округа, на указанный орган Законом Оренбургской области "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложена обязанность по получению технических условий подключения земельных участков к сетям газо- и водоснабжения, организации строительства таких коммуникаций до земельных участков, предоставленных многодетным семьям, суд обоснованно возложил обязанности по проведению указанных мероприятий на администрацию, отклонив доводы о том, что ответчик не имеет полномочий на совершение указанных действий.
Разрешая заявленные требования, суд, вопреки позиции кассатора, правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
В частности, утверждение о том, что доводы, приводимые в обоснование своей позиции по делу, оставлены судом апелляционной инстанции без внимания, судебная коллегия кассационного суда признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гайского городского суда Оренбургской области от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебное коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Гайского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.