Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Трух Е.В, судей Непопалова Г.Г. и Федотовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУ администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-2-103/2022 по иску прокурора Сурского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Сурский район", Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Астрадамовка о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий и проведению работ по приведению здания МБДОУ детский сад с. Астрадамовка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Трух Е.В, заключение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Гуляевой Е.С, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Сурский район", МБДОУ детский сад с. Астрадамовка о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий и проведению работ по приведению здания МБДОУ детский сад с. Астрадамовка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 апреля 2022 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Судом постановлено: "Обязать администрацию муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области в срок до 1 июля 2022 г. обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Астрадамовка для проведения следующих работ в здании, расположенном по адресу: "адрес", а именно:
- Для замены изношенных оконных рам приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, спальной старшей группы, спальной младшей группы, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения на стеклопакеты из ПВХ;
- Для замены изношенных дверей в помещениях приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода);
- Для доведения поверхности стен старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, спальной старшей группы, спальной младшей группы, приемной старшей группы, приемной младшей группы, складского помещения, пищеблока и входной группы (запасного выхода) до требований п. 2.5.3 Раздела II "Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... "), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- Для доведения полов гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), актового зала, приемной старшей группы до требований п. 2.5.2 Раздела II "Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... "), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- Для доведения потолков входной группы (запасного выхода), складского помещения, спальной младшей группы до требований п. 2.5.3 Раздела II "Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... "), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Астрадамовка в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования "Сурский район" выполнить работы по ремонту здания, расположенного по адресу: "адрес", а именно:
- Провести замену изношенных оконных рам приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, спальной старшей группы, спальной младшей группы, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения на стеклопакеты из ПВХ;
- Провести замену изношенных дверей в помещениях приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода);
- Поверхность стен старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, спальной старшей группы, спальной младшей группы, приемной старшей группы, приемной младшей группы, складского помещения, пищеблока и входной группы (запасного выхода) довести до требований п. 2.5.3 Раздела II "Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... "), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- Полы гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), актового зала, приемной старшей группы довести до требований п. 2.5.2 Раздела II "Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... "), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- Потолки входной группы (запасного выхода), складского помещения, спальной младшей группы довести до требований п. 2.5.3 Раздела II "Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила... "), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 г. вышеуказанное решение изменено в части установленного для администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области срока для обеспечения финансирования - выделения денежных средств муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Астрадамовка для проведения ремонтных работ, определив указанный срок до 31 декабря 2022 г, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУ администрация муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области ставит вопрос об отмене принятых судебных актов.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https://6kas.sudrf.ru/).
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами по делу не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, а также подтверждается материалами дела, собственником помещения, расположенного по адресу: "адрес", в котором размещено МБДОУ д/с с. Астрадамовка, является администрация МО "Сурский район" Ульяновской области.
Договором от 22 декабря 2014 г. N 8 (дополнительное соглашение от 22.12.2019) МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Сурский район" МБДОУ д/с с. Астрадамовка передано в оперативное управление вышеназванное здание сроком до 22 декабря 2024 г, при этом, согласно приложению N 1 к данному договору, его износ составил 100 %.
В соответствии с п. 1.6 Устава МБДОУ д/с с. Астрадамовка, утвержденного постановлением администрации МО "Сурский район" от 21.04.2017 N 205-П-А учредителем учреждения является МО "Сурский район". От имени МО "Сурский район" функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО "Сурский район".
Прокуратурой Сурского района вынесено решение N22 от 04.03.2022 о проведении проверки исполнения санитарно- эпидемиологического законодательства и законодательства об образовании в МБДОУ д/с с.Астрадамовка, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологических и требований в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: "адрес".
Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства от 04 марта 2022 г. установлены нарушения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: "адрес". Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении воспитанников и персонала, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.
Указанной проверкой МБДОУ д/с с. Астрадамовка установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, влекущие необходимость его ремонта: оконные рамы приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, спальной старшей группы, спальной младшей группы, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения находятся в ветхом состоянии, прогнили, имеют дефекты, щели, их герметичность нарушена, возможность проведения проветривания помещений в любое время года, а также их чистка отсутствует; полы гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), актового зала, приемной старшей группы имеют дефекты и повреждения, признаки деформации, линолеум изношен; двери приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения,, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), находятся в ветхом состоянии, деформированы, имеют дефекты, щели, их герметичное закрытие не обеспечивается; стены старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, спальной старшей группы, спальной младшей группы, оклеены обоями, имеют дефекты и повреждения, отделка стен приемной старшей группы и приемной младшей группы деформирована, на стенах складского помещения частично отсутствует чистовая отделка, стены пищеблока и входной группы (запасного выхода) имеют трещины, отслоение штукатурки, влажная обработка с применением моющих и дезинфицирующих средств невозможна; потолок входной группы (запасного выхода), складского помещения, спальной младшей группы имеет трещины, отслоения краски и штукатурки.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчиков обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологические требований и обеспечения безопасности воспитанников образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении воспитанников и персонала, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.
Поскольку вопросы финансирования проведения ремонтных работ здания МБДОУ д/с с. Астрадамовка находятся в ведении исключительно собственника здания детского сада - администрации МО "Сурский район" Ульяновской области, которая, в том числе является главным распорядителем бюджета МО "Сурский район" в части расходов в сфере образования, суд обязал администрацию МО "Сурский район" выделить денежные средства для проведения работ в МБДОУ д/с с.Астрадамовка, а МБДОУ д/с с.Астрадамовка - выполнить работы по ремонту здания.
Пересматривая указанное решение по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, суд апелляционной инстанции изменил решение лишь в части установленного для администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области срока для обеспечения финансирования - выделения денежных средств муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Астрадамовка для проведения ремонтных работ, определив указанный срок до 31 декабря 2022 г, оставив в остальной части решение суда без изменения.
У судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами как основанными на верно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права, в частности, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 3, 5, 9, 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28, ст.ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы о наличии объективных препятствий к своевременному выполнению решения (отсутствие денежных средств на ремонт, неразумность установленного судом срока исполнения решения суда) проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Доводы жалобы о том, что представленный в материалы дела акт проверки соблюдения федерального законодательства от 4 марта 2022 г. не является надлежащим доказательством, подтверждающим несоответствие состояния детского сада санитарно-эпидемиологическому законодательству, акт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в деле отсутствует, судебной коллегией оцениваются критически, поскольку ответчиками в нарушение требований ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено в дело каких-либо доказательств отсутствия выявленных на объекте нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при вынесении обжалуемых судебных постановлений суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Несогласие с произведенной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, не может служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 апреля 2022 г. в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-2-103/2022 по иску прокурора Сурского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Сурский район", Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Астрадамовка о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий и проведению работ по приведению здания МБДОУ детский сад с. Астрадамовка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства оставить без изменения, кассационную жалобу МУ администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Трух
Судьи Г.Г. Непопалов
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.