Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н.
судей Крамаренко Т.М, Никоновой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича на решение Новокуйбывшеского городского суда Самарской области от 21 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-290/2022 по иску Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Л.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стройкова Г.А, Стройков Г.Г. обратились в суд с иском к ООО "ЭкоСтройРесурс", администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о защите прав потребителей, указав, что услуга "обращение с ТКО" для потребителей по адресу: "адрес", начиная с 1 января 2019 года по настоящее время не оказывается.
С учетом уточнения исковых требований просили признать услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами", оказываемую для потребителей по адресу: "адрес", ненадлежащего качества; обязать администрацию г..о. Новокуйбышевск в срок, не превышающий 3 (трех) месяцев с момента вынесения решения суда в законную силу, внести надлежащие сведения в реестр площадок накопления ТКО, входящих в территориальную схему обращения с отходами, а именно: для каждого адреса площадки накопления ТКО указать адреса источников образования ТКО - адреса объектов капитального строительства; обязать администрацию г..о. Новокуйбышевск в срок, не превышающий 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям контейнерную площадку по адресу Подгорная, 3: установить контейнеры для сбора ТКО емкостью, соответствующей установленным нормативам накопления ТКО от источников образования ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований; обязать администрацию г..о. Новокуйбышевск в срок, не превышающий 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям контейнерную площадку по адресу Воронежская, 13: установить контейнеры для сбора ТКО емкостью, соответствующей установленным нормативам накопления ТКО от источников образования ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований, произвести ограждение и асфальтирование площадки; обязать администрацию г..о.
Новокуйбышевск в срок, не превышающий 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, на пересечении улиц Новая и Светлая произвести строительство контейнерной площадки, удовлетворяющей санитарно-эпидемиологическим требованиям в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" организовать децентрализованный сбор отходов (бестарный метод) по "адрес"; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" для потребителей по адресу: "адрес", предоставить емкости для накопления ТКО (децентрализованный сбор отходов), соответствующие установленным нормативам накопления ТКО - 60 литров в сутки; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" произвести перерасчет задолженности (аннулировать задолженность на лицевом счету Стройковой Г.А.) с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени (до факта организации сбора отходов надлежащего качества) за услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами" по адресу "адрес", в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" прекратить начисление платы (выставление платежных документов) за услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами" до факта организации сбора отходов надлежащего качества, образующихся у потребителей по адресу: "адрес"; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" заключить со Стройковым Г.Г. и Стройковой Г.А.(потребителями коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами" по адресу "адрес") индивидуальный письменный договор на услугу по обращению с ТКО с соблюдением всех требований действующего законодательства Российской Федерации, включая подпись потребителя коммунальной услуги; для того чтобы Стройков Г.Г. смог воспользоваться мерами социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" внести сведения о льготах и субсидиях, о количестве прописанных в помещении граждан в платежный документ за услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами", выставляемый
по адресу: "адрес"; обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" направлять платежные документы за услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами", выставляемые по адресу "адрес", по почте в конверте; взыскать с ООО "ЭкоСтройРесурс", в пользу Стройковой Г.А. компенсацию за причиненный моральный вред в размере 10 000 руб.; взыскать с ООО "ЭкоСтройРесурс", в пользу Стройкова Г.Г. компенсацию за причиненный моральный вред в размере 50 000 руб.
Решением Новокуйбывшеского городского суда Самарской области от 21 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г, в исковых требованиях Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о защите прав потребителей отказано.
Дополнительным апелляционным определением от 13 октября 2022 года постановлено: вынести дополнительное апелляционное определение по гражданскому делу по апелляционной жалобе Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича на решение Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 21 марта 2022 года.
Обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303118841) привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению частично.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения норм процессуального права и они выразились в следующем.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Стройкова Г.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", площадью 220, 8 кв.м.
Ответчик ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 ноября 2018 года осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.
С января 2019 года у ответчика возникла обязанность по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из объема оказанной услуги и тарифа, установленного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18 декабря 2018 года, Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28 марта 2019 г. N 95.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истцы ссылались на то, что услуга "обращение с ТКО" для потребителей по адресу: "адрес", начиная с 1 января 2019 года по настоящее время не оказывается. Ближайшая контейнерная площадка согласно территориальной схемы расположена по адресу: "адрес". С января 2019 по настоящее время были установлены 2 контейнера (5м3). Один бункер накопитель (8м3) установлен по адресу: "адрес". Вывоз ТКО осуществляет перевозчик АО "Чистый город". Договор между истцами и ответчиком не заключался, ссылка на публичность договора недопустима, реестр не содержит надлежащих сведений.
Разрешая спор, руководствуясь ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 30, ч. 1 ст. 153, ч. 3, 4 ст. 154, ч. 1, 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу, что по смыслу изложенных норм собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для освобождения истцов об обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТБО, поскольку договор заключенный между Стройковой Г.А. и ответчиком заключен на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156 от 12 ноября 2016 года и оказываемые услуги подлежат оплате с 1 января 2019 года, т.е. с даты фактического оказания Региональным оператором услуг потребителю, а так же не нашел оснований для удовлетворения требований о внесении надлежащих сведений в реестр площадок накопления ТКО, входящих в территориальную схему, обязании привести в соответствие контейнерные площадки, установить контейнеры, проведении работ по устройству контейнерной площадки, организации децентрализованного способа сбора отходов, обязании предоставить емкости для накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанцией.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, которым утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572, пунктом 18 части 1 статьи 14, пунктом 14 части 1 статьи 15, пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1, п.2 ст. 24, 6 п. 1, 2, 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, которыми утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором 23 декабря 2018 года на своем официальном сайте "https://ecostr.ru" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также 25 декабря 2018 года, в средствах массовой информации - в газете "Волжская коммуна", выпуск N 343 (30578) от 25 декабря 2018 года, а истцами в адрес Регионального оператора заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на бумажном носителе не направлялось, вопреки доводам жалобы, в силу своей публичности договор с региональным оператором является заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя..
Обязанность по дополнительному информированию собственников жилых помещений о необходимости заключения договора на обращение с ТКО помимо размещения данной информации на официальном сайте Законом на Регионального оператора не возложена.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Приказом от 19 декабря 2016 г. N 804 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Самарской области" и приказом от 29 декабря 2018 г. N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м. общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
Согласно ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Учитывая, что оказание услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области является обязанностью исключительно Регионального оператора, принимая во внимание, что Региональный оператор ООО "ЭкоСтройРесурс" начал оказывать услуги по обращению с ТКО всем образователям ТКО, включая потребителей, с 1 января 2019 года, обязательства по договору подлежат исполнению с 1 января 2019 года.
Следовательно, судами верно указано, что датой начала оказаний услуг по обращению с ТКО является 1 января 2019 года, а оказанные Региональным оператором услуги подлежат оплате потребителями с 1 января 2019 года.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Доводы истцов об удаленности от места их проживания контейнерной площадки, а также доводы о том, что ответчиком не оборудованы площадки и не установлены контейнеры для сбора ТКО, место для складирования ТКО не определено, услуга не оказывается, были отклонены судом апелляционной инстанции.
Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, которым утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2018 года N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области", ст. 8, п. 1 ст. 13.3, ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд апелляционной инстанции указал верно, что региональный оператор не наделен полномочиями на организацию контейнерных площадок, региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на всей территории Самарской области.
Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо было обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Договором о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также предусмотрена возможность децентрализованного способа накопления твердых коммунальных отходов.
Суды установили, что ближайшими контейнерными площадками к месту жительства потребителя ("адрес") являются площадки по адресам: "адрес" (включена в территориальную схему и реестр администрации, перевозчик ООО "Чистый город", график вывоза - ежедневно); "адрес" (перевозчик - ООО "Чистый город", график вывоза - ежедневно).
В связи с чем, пришли к выводу, что администрация г.о. "адрес" свои обязанности создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами выполнили.
Суды также установили, что ответчиками организован децентрализованный сбор отходов по "адрес".
Руководствуясь разделом 6 постановления Правительства Самарской области N 449, пунктами 9, 10 Правил N 1156, п. 11 Постановления Правительства Самарской области от 7 июля 2020 года N 471 "О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 6 августа 2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и от 18 сентября 2019 года N 645 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2018 года N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории "адрес"", суд апелляционной инстанции указал верно, что поскольку в тарифе на услугу Регионального оператора не учтены расходы на приобретение в том числе пакетов для раздельного накопления, судом в удовлетворении требования о предоставлении емкости правомерно отказано.
Также установив, что с "адрес" г. Новокуйбышевск транспортировка отходов не осуществляется, так как она является тупиковой и проезд автотранспорта проблематичен, отходы ТКО собираются поведерным способом с "адрес", находящейся в 100 метрах от "адрес", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вопреки доводам истцов, децентрализованный способ обращения с ТКО организован.
Суд апелляционной инстанции указал также, что контейнерная площадка по адресу: Подгорная, 3, соответствует СанПин. Информация о наполнении контейнерной площадки отражено в "Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск".
Доказательств тому, что установка указанного контейнера, объем не соответствует требованиям действующих норм, нормативам накопления ТКО, СанПиН, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что довод истцов о несоответствии контейнерной площадки адресу: Подгорная, 3, требованиям СанПин не нашло своего подтверждения, в связи с чем, требование о приведении в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями контейнерной площадки по адресу: Подгорная, 3, установке контейнеров удовлетворению не подлежат.
Суды установили, что региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию твердых коммунальных отходов и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23 сентября 2016 г. N 228, в редакции Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 2 июля 2018 N 193.
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области опубликована на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в сети интернет по адресу: http://www.minenergo.samregion.ru/roo/35266.
Руководствуясь п. 11, п. 12, п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, суд апелляционной инстанции указал верно, что данный реестр содержит необходимую информацию
Кроме того, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что надлежащих доказательств неоказания услуг по обращению с ТКО материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции также правильно указал, что обязанность по вывозу ТКО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства самостоятельного вывоза истцами и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров, учитывая их общедоступность.
Суды установили, что вывоз ТКО из мест сбора отходов осуществляется ответчиком, маршрут следования специализированной техники организации-перевозчика согласован с органами местного самоуправления. Факт осуществления ООО "ЭкоСтройРесурс", являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов в спорный период с января 2019 года по настоящее время нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Принимая во внимание общедоступность контейнеров для накопления ТКО, обязанность накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способами, позволяющими потребителю получить услугу по обращению с ТКО с 1 января 2019 года посредством использования любой, в том числе ближайшей к месту жительства, контейнерной площадки общего пользования, включенной в территориальную схему Самарской области, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23 сентября 2016 года N 228, отсутствие доказательств нарушения прав истцов существующим размещением контейнерных площадок, установки бункера и незаконности начисления платы за вывоз ТКО, суды пришли к обоснованному выводу, что оснований для освобождения истцов от обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТКО не усматривается, отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме не исключает обязанность истцов по оплате предоставляемой услуги.
Кроме того, допустимых доказательств, свидетельствующих, что истцы не пользовались услугами ООО "ЭкоСтройРесурс" по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено
Также правильно, руководствуясь подпунктом "а" пункта 69 Правил N354, Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг", оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что начисление истцу платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком производится в соответствии с действующим законодательством, все обязательные сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 69 Правил N354, содержатся в платежных документах, выставленных истцу.
Региональным оператором были сформированы корректные платежные документы для внесения платы за услугу по обращению с ТКО и производились начисления платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требование об обязании ООО "ЭкоСтройРесурс" внести сведения о льготах и субсидиях, о количестве прописанных в помещении граждан в платежный документ за услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами", выставляемый по адресу: "адрес", требования об обязании ООО "ЭкоСтройРесурс" направлять платежные документы за услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами", выставляемые по адресу "адрес", по почте в конверте, обосновано судом первой инстанции оставлены без удовлетворения.
Учитывая указанные выше обстоятельства, поскольку нарушение прав истцов как потребителей установлено не было, судом первой инстанции обосновано не удовлетворены требования о взыскании с ООО "ЭкоСтройРесурс", в пользу Стройковой Г.А, Стройкова Г.Г. компенсации морального вреда.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций; правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права.
Как указано выше, одно из требований, заявленных истцом, было требование - обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303118841) привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд первой инстанции вынес решение и отказал в удовлетворении требований Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", администрации городского округа "адрес" о защите прав потребителей в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г. данное решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вместе с тем, дополнительным апелляционным определением от 13 октября 2022 года постановлено: обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303118841) привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если:
1) по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", предусматривая право суда принимать дополнительные решения, статья 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вместе с тем ограничивает это право вопросами, которые были предметом судебного разбирательства, но не получили отражения в резолютивной части решения, или теми случаями, когда, разрешив вопрос о праве, суд не указал размера присужденной суммы либо не разрешилвопрос о судебных расходах.
Поэтому суд не вправе выйти за пределы требований статьи 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а может исходить лишь из обстоятельств, рассмотренных в судебном заседании, восполнив недостатки решения.
Между тем, принимая дополнительное апелляционное определение, которым возможно лишь дополнение резолютивной части принятого ранее апелляционного определения, суд апелляционной инстанции фактически повторно рассмотрел дело по существу с вынесением нового решения и приведением оснований для удовлетворения иска, тогда как оснований для вынесения такого дополнительного апелляционного определения у суда апелляционной инстанции не имелось.
Приведенные выше нарушения норм права являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению спора, и они не могут быть устранены без отмены судебных постановлений в части указанных требований и нового рассмотрения дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам шестого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г. в части оставления без изменения решения Новокуйбывшеского городского суда Самарской области от 21 марта 2022 г. в части требований о возложении обязанности на администрацию г.о. Новокуйбышевск (ОГРН N) привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также дополнительное апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Новокуйбывшеского городского суда Самарской области от 21 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г. в части оставления без изменения решения Новокуйбывшеского городского суда Самарской области от 21 марта 2022 г. в части требований о возложении обязанности на администрацию г.о. Новокуйбышевск (ОГРН N) привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также дополнительное апелляционное определение от 13 октября 2022 года отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Новокуйбывшеского городского суда Самарской области от 21 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Стройковой Галины Александровны, Стройкова Геннадия Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Матвеева Л.Н.
Судьи Никонова О.И.
Крамаренко Т.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.