Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конфренц-связи (с Высокогорским районным судом Республики Татарстан) кассационную жалобу Назарова В.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-4389/2021 по иску Назарова В.Ф. к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об отмене решения и возложении обязанности по назначению пособия.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Назарова В.Ф. и его представителя Бургуевой Д.И, действующей на основании доверенности от 21 сентября 2022 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Назаров В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об отмене решения и возложении обязанности по назначению пособия.
В обоснование исковых требований указал, что с 11 августа 1989 года по настоящее время истец работает учителем в сельской школе МБОУ "Усадская СОШ" Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, является воином-интернационалистом, принимавшим участие в боевых действиях в Республике Афганистан в период с 31 декабря 1982 года по 06 мая 1984 года, является получателем меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N5 "О ветеранах".
До 1 января 2021 года он получал через органы социальной защиты населения в рамках реализации норм статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" компенсацию по расходам на оплату отопления и освещения, как сельский учитель.
В январе 2021 года им было получено решение отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе N1 от 13 января 2021 года об отказе в предоставлении меры социальной поддержки как сельскому учителю в связи с тем, что он является получателем иных мер социальной поддержки.
С указанным решением истец не согласен, поскольку он, являясь ветераном боевых действий, получает ежемесячную денежную выплату из средств федерального бюджета в размере 3212 рублей 04 копейки на основании Федерального закона "О ветеранах". При этом меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг, как ветерану боевых действий, ему не предоставлялись. Работая в сельской школе с 15 августа 1987 года, он получал от государства меры социальной поддержки по жилищно-коммунальным расходам, как сельский учитель, которые закреплены в Федеральном законе "Об образовании".
Отказ ответчика считает незаконным, поскольку нормативно правовой акт субъекта Российской Федерации, а именно Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2005 года N 251 не может ограничить его права на получение социальной поддержки по иному основанию. Как сельский учитель другой субсидии он не получает, льгот не имеет.
На основании изложенного просил отменить решение отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе от 13 января 2021 года N 1 об отказе в предоставлении ему меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, признать за ним право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", обязать ответчика назначить ему меру социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 01 января 2021 года, взыскать 300 рублей в возврат государственной пошлины.
Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 23 ноября 2021 года постановлено: исковые требования Назарова В.Ф. к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об отмене решения и возложении обязанности по назначению пособия удовлетворить. Отменить решение отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе N1 от 13 января 2021 года об отказе в предоставлении Назарову В.Ф. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю. Признать за Назаровым В.Ф. право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Обязать Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" назначить Назарову В.Ф. меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 01 января 2021 года. Взыскать с Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в пользу Назарова В.Ф. 300 рублей в возврат государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2022 года решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 23 ноября 2021 года по данному делу отменено. Принято по делу новое решение, которым Назарову В.Ф. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Республиканский центр материальной помощи о признании незаконным решения и возложении обязанности по выплате пособия отказано.
В кассационной жалобе Назаров В.Ф. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на неправильную оценку обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, апелляционное определение - без изменения.
Выслушав объяснения Назарова В.Ф, его представителя Бургуевой Д.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Назаров В.Ф. является ветераном боевых действий, принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан в период с 31 декабря 1982 года до 06 мая 1984 года и в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ"О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") на него распространяются права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 данного закона.
Согласно справке отделения Пенсионного фонда России в Высокогорском районе Республики Татарстан Назаров В.Ф. является получателем ежемесячной" денежной выплаты с 1 января 2005 года бессрочно, как ветеран боевых действий.
На основании поданного Назаровым В.Ф. 12 января 2007 года заявления о предоставлении мер социальной поддержки Назарову В.Ф. решением N от 12 января 2007 года была назначена субсидия-льгота, как педагогическому работнику муниципального учреждения образования.
Решением отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе N1 от 13 января 2021 года Назарову В.Ф. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю.
Принимая решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, ответчик сослался на то, что истец получает меры социальной поддержки по иным основаниям, а именно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах" и, соответственно, не имеет права получать меры социальной поддержки, как педагогический работник муниципальной образовательной организации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Назаров В.Ф. вне зависимости от назначения ему ежемесячной денежной выплаты, как ветерану боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации за отопление к освещение, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельском населенном пункте, на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и нормативно-правовых актов Республики Татарстан, поскольку указанные меры были назначены в связи с осуществлением истцом трудовых функций и назначение указанных мер не исключает ранее назначенные ему меры социальной поддержки как ветерану боевых действий.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, при этом указал, что истцу была назначена ежемесячная денежная выплата с 1 января 2005 года бессрочно, как ветерану боевых действий, на основании Федерального закона "О ветеранах".
С 1 февраля 2012 года размер данной выплаты составил 3212 рублей 04 копейки. Данной ежемесячной выплаты истец лишен не был.
Из представленных по запросу судебной коллегии материалов выплатного дела видно, что 12 января 2007 года на основании письменного заявления Назарова В.Ф, решением N ему была назначена субсидия-льгота, как педагогическому работнику муниципального учреждения образования, которую истец получал вплоть до 01 января 2021 года.
15 февраля 2021 года обратился в отделение N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" с заявлением о предоставлении субсидии-льготы по оплате коммунальных платежей как ветеран боевых действий.
Решением отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" такая льгота ему предоставлена.
В силу положений статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как указал суд апелляционной инстанции, поскольку истец воспользовался мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренными по категории "ветеран боевых действий", право на получение мер социальной поддержки как "сельский учитель" он утратил.
С заявлением о прекращении предоставления данной льготы по категории "ветеран боевых действий" истец обратился к ответчику только в июле 2021 года.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности и законности решения ответчика от 13 января 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что доводы кассационной жалобы Назарова В.Ф. заслуживают внимания.
Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 данного федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 23.2 названного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" следует, что в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет установить, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Татарстан, муниципальных образовательных организаций, руководителям указанных образовательных организаций и их заместителям, руководителям структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместителям, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 100 процентов расходов на оплату жилья, отопления, освещения без ограничений пределов социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, с учетом нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная мера социальной поддержки предоставляется также вышедшим на пенсию гражданам, гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам, которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", по состоянию на 31 декабря 2018 года, но не достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), из числа указанных работников, которые проживают в сельской местности и проработали в государственных образовательных организациях Республики Татарстан и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет.
Механизм предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг определен Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2005 года N251 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно пунктам 2, 3 Порядка, субсидии-льготы предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1, 1.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг".
Определение размера субсидии-льготы осуществляется согласно Положению о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что вне зависимости от назначения Назарову В.Ф. ежемесячной денежной выплаты, как ветерану боевых действий, он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации за отопление и освещение, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельском населенном пункте, на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и нормативно-правовых актов Республики Татарстан, в связи с чем удовлетворил требования Назарова В.Ф. об отмене решения отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе N1 от 13 января 2021 года об отказе в предоставлении Назарову В.Ф. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, признал за ним такое право и обязал Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" назначить Назарову В.Ф. меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 01 января 2021 года.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, не опровергнув указанные выводы суда первой инстанции и установленные судом первой инстанции обстоятельства, в нарушение статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), пунктов 5, 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в апелляционном определении должны быть указаны в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался) пришел к выводу о том, что решение ответчика от 13 января 2021 года является законным и обоснованным.
При этом суд апелляционной инстанции какого-либо обоснования такого вывода со ссылкой на нормы права и доказательства, имеющиеся в материалах дела, не привел, новых обстоятельств, имеющих значение для дела и опровергающих выводы суда первой инстанции о признании решения отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе N1 от 13 января 2021 года об отказе в предоставлении Назарову В.Ф. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, не установил.
Доводы кассационной жалобы Назарова В.Ф. о том, что фактически его требования о признании незаконным решения отделения N Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе N1 от 13 января 2021 года, судом апелляционной инстанции не разрешены, заслуживают внимания.
В апелляционном определении судом апелляционной инстанции дан анализ назначения Назарову В.Ф. компенсационной выплаты как ветерану боевых действий, однако не дана оценка его требованиям и доводам о том, что 24 декабря 2020 года он обращался с заявлением в Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе о предоставлении ему компенсационной выплаты как сельскому учителю, и решением указанного органа N1 от 13 января 2021 года ему в этом отказано.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2022 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Д.Кириченко
Е.С.Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.